Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Творю

Капустник ФФЖ, или Как получить килограмм мороженого

22 июня прошёл ежегодный конкурс для молодых талантов нашего института — капустник ИФЖиМКК 2024 «Аксиома чувств». В этот раз студенты начальных курсов представили на суд жюри 26 номеров самых разных направлений: на сцене сменяли друг друга танец, вокал, инструментальное театральное направление, видео, оригинальный жанр. Мы заглянули на этот праздник творчества и узнали, как это было.

До начала конкурса остаются считанные минуты. Вокруг чувствуется оживление: полный зал людей, давно не видевшиеся друзья, уже старшее поколение самодельщиков (именно так они себя называют), обнимаются и кричат от радости; организаторы предлагают написать какое-то пожелание на большом холсте, который они установили как welcome-зону для гостей. «Люблю всех на ФФЖ», «Танцы топ», «Трай ту кетч ап» — и много других подписей, среди которых имена, признания в любви, пожелания и никнеймы в социальных сетях, в этот вечер украшают актовый зал.

Перед началом захожу в гримёрку и вижу, как участники доделывают финальные штрихи к выступлению: вплетают ленты в причёски, проверяют реквизит, и — как без этого — настраивают себя на выход перед публикой. Организаторы финальный раз проверяют готовность к началу, опаздывающие подтягиваются, и начинается то, с чего берёт отсчёт история многих талантливых самодельщиков — капустник ФФЖ.

photo_2024-06-24_11-28-12.jpg

Номер Алисы Наливайко «Кудрями рыжими»

Открывает мероприятие вокальный номер от уже опытной постановщицы Алисы Наливайко «Кудрями рыжими», который Алиса показала вне конкурса. Своим творчеством ребята задали светлую атмосферу капустнику и ещё раз доказали, что показывать свой талант можно на любом курсе обучения.

И, наконец, после открывающих слов ведущих, начинается магия: одно выступление сменяется другим, вызывая у зрителя разные эмоции. Так, мы видим трогательный танцевальный номер от Ангелины Ли, студентки 1-го курса направления «Реклама и связи с общественностью», под названием «Путь».

photo_2024-06-24_11-28-15.jpg

Номер Ангелины Ли «Путь»

Моментами было очень сложно: часто не получалось собрать всех участников номера вместе. Некоторым людям тяжело давалась хореография, и нужно было отдельно с ними репетировать. Но в результате я всем довольна, потому мне действительно это интересно и нравится, — делится Ангелина. — Я взяла для постановки песню, которая является значимой для нашей самоделки: она была в заключительном номере студенческой весны ФФЖ в этом году и у многих ассоциируется с чувством светлой грусти. Мне показалось это крутой идеей.

Совершенно другие эмоции вызвал номер «Рашн гёрлс» Вероники Воробьёвой и Лианы Киракосян, студенток 2-го курса направлений «Зарубежная филология» и «Журналистика» соответственно.

photo_2024-06-24_11-28-16.jpg

Номер Вероники Воробьёвой и Лианы Киракосян «Рашн гёрлс»

— Наша цель на этот капустник — сделать весёлый, интересный, задорный номер. Мы не гонимся за какими-то местами, призами, мы просто делаем то, что нам нравится и что считаем классным. Мы хотели порадовать, повеселить зрителей, жюри. Думаю, у нас это получилось,  рассказывает Вероника.

Девочки поставили номер в жанре «Музыкальный театр» и затронули тему любви в 90-е.

— Для меня это было в новинку, я никогда раньше не ставила музыкальный театр, всегда относила себя к вокалу и занималась именно им. И для меня это был некий челлендж. Интересно было совмещать таланты ребят: кто-то актёр, кто-то певец — думаю, в этом и была изюминка, — отвечает Вероника. — Сейчас как будто есть некий тренд на 1990-е, 2000-е, и в целом, нам очень нравится эта музыка. Она передаёт всю сущность наших русских душ, девчачьих. Конечно, не всё прошло гладко, и, как мне кажется, никогда не бывает всё идеально, но от выступления мы реально кайфанули.

photo_2024-06-24_11-28-20.jpg

Андрей Химанов в постановке Елизаветы Тихоновой «История болезни»

На сцене мы видим не только созревающие таланты, но и тех, кто уже успел зарекомендовать себя и получить множество наград в своей стихии. В постановке Лизы Тихоновой «История болезни» главного героя играет Андрей Химанов — студент 3-го курса направления «Журналистика», обладатель награды «Лучший актёр» студенческой весны ЮФУ 2023, многократный призёр театральных конкурсов, участник всероссийского этапа студенческой весны.

— Меня затащили сюда обманом (смеётся). По факту я не давал согласия, но, когда меня добавили в беседу постановки, внутренне я уже согласился. Тем более я хотел увидеть своих друзей, — откровенничает Андрей. — Были смешанные чувства: в том числе из разряда: какого чёрта я здесь делаю и почему я не в зале. Но я увидел Пашу (бывший руководитель театральной студии ФФЖ. — Прим. авт.), который тоже играет сегодня, и подумал, что не всё так уж и плохо.

На вопрос, помогал ли Андрей Лизе, он ответил:

— Я никак не помогал своему постановщику. Она полностью всё сделала сама. Я решил, что человеку нужно учиться, поэтому не стал лезть. Возможно, произведение для адаптации на сцену было выбрано не совсем удачное. Но показала она себя как постановщик достойно.

photo_2024-06-24_11-28-22.jpg

Номер Леонида Ожигова «Сережа, ты очень тупой»

Тем временем по программе начинается интерактив с залом: зрители угадывают самодельщика по эмодзи, причём с переменным успехом. Ведущие позволяют гостям немного отвлечься от конкурсных номеров и не обращать внимание на происходящее вокруг. А вокруг в этот момент помощники организаторов старательно и быстро заклеивают окна фольгой, и это значит только одно — далее нас ждут видео и театр теней, где необходимо отсутствие солнечного света. Длительности интерактива не хватило для подготовки зала, а может, это и не входило в планы, поэтому всех зрителей отпускают на 10-минутный перерыв.

Я времени зря не теряю и подхожу непосредственно к зрителям, чтобы узнать их отношение к происходящему.

— В этом году я не участвую в капустнике и ничего на него не ставлю, потому что я уже на 3-м курсе. И я пришла сюда, чтобы посмотреть на наших ребят с начальных курсов и поддержать их. Я очень довольна тем, как они творчески могут самовыражаться. Спасибо им за те эмоции, которые я получила, — искренне отвечает Маргарита Моргунова, студентка 3-го курса направления «Отечественная филология». — Больше всего мне запомнились номера «Серёжа, ты очень тупой», это театральная постановка Лёни Ожигова, и номер Ромы Ефимова и Ксюши Маркосян «Просто расслабься». А девочки очень красиво танцевали.

О том, зачем ставить номера на капустник, рассказала студентка 3-го курса направления «Реклама и связи с общественностью» Анастасия Долгополая.

— Я считаю, что ставить номера на капустник нужно для того, чтобы, как минимум, преодолеть страх оценивания. Всегда люди кого-то оценивают — это нормально. И выражать своё творчество в номерах — это большой шаг к своей самореализации и преодолению своих страхов, — делится Настя.

Перерыв подошёл к концу, все вернулись в зрительный зал и продолжили наслаждаться творчеством начинающих деятелей культуры. Особенно было интересно наблюдать за тем, как ребята осваивают такой сложный жанр, как театр теней: самодельное полотно, вырезанные собственноручно фигуры деревьев, животных, работа с проектором — это и многое другое ребята сделали, чтобы показать зрителю свою задумку. Работы в направлении «Видео» порадовали своим качеством и тем, что они вообще представлены в конкурсной программе — до этого видео редко снимали на капустник.

photo_2024-06-24_11-28-36.jpg

Десятки сердец зажглись в тот день благодаря первокурсникам института

Спустя, примерно, два с половиной часа все номера были показаны, и зрителям предоставилась возможность дать обратную связь участникам и постановщикам, поделиться с ними своими эмоциями и просто обнять и похвалить. Жюри в это время ушли в отдельную комнату совещаться и распределять заветные места и специальные призы. Я же нашла одного из организаторов этого мероприятия, чтобы услышать об ощущениях от проделанной работы. К слову, капустник, как и другие творческие мероприятия нашего института, организовывают студенты сами. Так, эмоциями от организации со мной поделилась Владислава Черникова, студентка 2-го курса направления «Педагогическое образование».

— Я думала, что будет всё намного проще. Но, на самом деле, есть много подводных камней. Оказалось, не так просто договориться с помещением, где будет проходить капустник, составить списки участников, тайминги, последовательность номеров. Было очень сложно в день самого мероприятия — точнее, на прогоне: кто-то уходил, был на других этажах — приходилось бегать и всех находить. И про аппаратуру не забудем, потому что вся аппаратура сдаётся в аренду. Но у нас всё получилось, и я рада, что наше мероприятие состоялось и прошло даже лучше, чем я ожидала, — рассказывает Влада. — В день капустника я была ответственна за показ видеоработ, а также за заклеивание окон фольгой, чтобы ребята смогли показать театр теней. Поэтому в какие-то моменты я наслаждалась творчеством ребят, в какие-то — выполняла свои обязанности. В будущем я бы хотела продолжать организаторскую деятельность. Я почувствовала, что во мне есть этот стержень.

В этот момент мы услышали голос ведущей:

Кто знает, где здесь 65 аудитория? Срочно! Мне нужно жюри! Мы пишем сценарий, прямо сейчас, они нам очень нужны.

Видимо, жюри всё-таки были найдены, потому что спустя полчаса начинается долгожданное награждение. Атмосфера трепетная: участники переживают, жюри — тоже переживают, но по-другому.

Итак, места распределились следующим образом:

  • ГРАН-ПРИ — «Сережа, ты очень тупой!», Леонид Ожигов
  • I место — «Иван-чай», Анастасия Волошина
  • II место — «… В принципе, просто», Михаил Козлов
  • III место — «Просто расслабься», Роман Ефимов и Ксения Маркосян

photo_2024-06-24_11-28-25.jpg

Обладатель гран-при капустника ИФЖиМКК Леонид Ожигов

Также ребята получили много специальных призов, среди которых, например:

  • Специальный приз «Лучший танцевальный номер» — «Путь», Ангелина Ли
  • Специальный приз «Лучший номер оригинального жанра» — «Сон», Ксения Манушкина
  • Специальный приз «Лучший вокальный номер» — «Baiana», Кристина Элизабарян
  • Специальный приз «Лучшее видео» — «Хочется касаться», Ирина Спринчан
  • Специальный приз «Лучший театральный номер» — «Ниже плинтуса», Аделия Муроди

Члены жюри благодарят участников за их смелость и за то, что им было из чего выбирать.

Мы готовились вместе с моей девушкой Даной Гайчук. Прочитали сначала текст. Постановка была по мотивам пьесы Данилова «Серёжа, ты очень тупой». И поняли, что очень хочется поставить это на сцену, поэкспериментировать с театром абсурда, со знакомыми нам актёрами в непривычных для них типажах. И получить килограмм мороженого. И это всё у нас получилось, в том числе получили килограмм мороженого, — рассказывает о процессе подготовки победитель капустника 2024 «Аксиома чувств». — Процесс подготовки был очень необычным: мы написали текст заранее, за несколько месяцев до мероприятия, очень долго продумывали идею и что нам с ней делать. Сами репетиции проходили за неделю до. Мы собирались каждый день в 8 утра, и это было утомительно. Но это того стоило.

photo_2024-06-24_11-28-34.jpg

Иван Горковец покидает свой пост руководителя художественного совета и передаёт его новому поколению — Павлу Погребняк

Помимо объявления результатов, члены жюри, многие из которых занимали руководящие должности в художественном совете ИФЖиМКК, передали свои полномочия восходящим звёздам. Поколение на глазах сменилось, и появилась новая самоделка, которая поблагодарила уходящих за их труд и любовь к творчеству и пообещала держать позиции и продолжать заражать других искусством. Так, у ребят появились:

  • Новый художественный руководитель Павел Погребняк.
  • Новый руководитель театрального направления Леонид Ожигов.
  • Новый руководитель вокального направления Роман Соловьёв.
  • Ответственной за SMM стала Мария Золотухина
  • Ответственным за реквизит (крупногабаритный) Ярослав Громов.

Тем временем вечер подошёл к концу. Спустя пять часов мероприятия прозвучало финальное «ФФЖ», которое для самодельщиков значит намного больше, чем три буквы.

Татьяна ПТУШКИНА