Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Планирую будущее

Работа мечты или неоправданные ожидания: трудятся ли студенты-выпускники про профессии?

Работа мечты или неоправданные ожидания: трудятся ли студенты-выпускники про профессии?

В современном мире достаточно сложно представить человека без высшего образования. Но все ли выпускники, получившие заветные дипломы, нашли себя в профессии, на которую было потрачено несколько студенческих лет. Сегодня поговорим о тех людях, которые во время учёбы и после её завершения стали работать по специальности, и о тех, кто разочаровался в профессии и нашёл себя в другой сфере.

Прежде всего обратимся к статистике. Сервис «Работа.ру» провёл исследование и выяснил, что лишь треть (33%) россиян работают по специальности:

«Почти четверть респондентов (24%) связали свою жизнь с тем направлением, на которое учились в вузе, а 9% — с тем, что получили профессию в колледже. 23% участников опроса никогда не работали по профессии.

Четверть (26%) опрошенных россиян ранее трудились по полученной в образовательном учреждении специальности, но сейчас работают в другой сфере. 14% респондентов честно сказали, что при выборе профессии не очень представляли, чем придется заниматься в реальности».

Почему только треть обученных работает по профессии? В чём корень проблемы? Ведь получение высшего образования достаточно серьёзный и ответственный шаг, на него тратится достаточно много времени и финансовых средств, что государственных (из бюджета страны), что коммерческих (из кошелька родителей студента).

Спасибо, мама и папа

Выбор профессии является очень ответственным шагом в жизни каждого человека. Однако в 17-18 лет не каждый школьник чётко знает, на кого ему учиться. Здесь на помощь приходят родители и родственники, которые предлагают или даже настаивают пойти на ту специальность, в которой они его видят.

О том, что проблема не надумана, говорят и в министерстве науки и высшего образования РФ.

«Сегодня мы сталкиваемся с тем, что порядка 47% выпускников вузов не работают по специальности, серьёзно встаёт проблема профориентирования, понятно, что она должна происходить до того, как молодой человек выбирает тот или иной вуз. Однако мы понимаем, что, как правило, это происходит под давлением родителей или каких-то внешних факторов, студент не совсем понимает свое дальнейшее развитие», — сообщил заместитель министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко на пресс-конференции в ТАСС.

Пример человека Александра П., выпускника ИВТ имени Г. Я. Седова, поступившего под влиянием родителей, наглядно это демонстрирует.

— Мой отец — капитан дальнего плавания, и он всегда хотел, чтобы я пошёл по его стопам. Какое-то время мне нравилось уходить в длительные плавания на полгода. Я успел объездить страны Латинской Америки, а также затронуть Китай. Однако такие долгие командировки меня изрядно утомили: мне становилось физически плохо, я стал часто болеть. В конечном итоге решил, что ещё пару раз уйду в плаванье лишь для того, чтобы заработать деньги на обучение. Хотелось бы поступить в ЮФУ, планирую переучиться на биолога. Я не жалею о том, что пошёл учиться на моряка, однако я успел разочароваться в профессии и вскоре принял решение, что в ближайшем будущем хочу связать свою жизнь с ботаникой и зоологией.

photo_2024-06-25_13-45-30.jpg

Бюджетные места в вузах перераспределились

За последнее время количество бюджетных мест в вузах по определённому перечню специальностей заметно увеличилось. В этом году выделено наибольшее за последние годы число — 621 тыс. мест. Почти 30 тыс. из них предусмотрены для выпускников школ новых регионов. Об этом сообщил министр науки и высшего образования Валерий Фальков на пресс-конференции в Москве.

Больше всего бюджетных мест традиционно выделено для будущих учителей (направление «образование» и «педагогических науки») — 75 тыс. Для IT-направлений — 48,5 тыс. бюджетных мест, на клиническую медицину — почти 30 тыс. мест, на направления сельского, лесного, рыбного хозяйства — 27 тыс. мест, а на машиностроение 21,5 тыс. мест.

Действительно, бюджетные места в университетах очень сильно привлекает внимание абитуриентов и их родителей. Доступность высшего образования для большого количества выпускников заметно отличает нашу систему образования от западной или европейской. Но этот очевидный факт хоть и радует наших студентов, но не даёт гарантии, что после выпуска из университета студент пойдёт работать по специальности.

Рассказывает Ангелина К., студентка 4 курса юридического факультета СПбГУ:

— Поступила я на юридический факультет на бюджетной основе. Вся моя семья — юристы, и меня, очевидно, родители тоже видели в юриспруденции. В конце 3 курса мне поступило предложение о поездке на год в Китай от университета. Я с удовольствием поехала, так как китайский язык изучала практически с детства. Поездку и все траты на проживание оплачивает университет, чему я несказанно рада. Но я понимаю, что когда вернусь в Россию, то не захочу продолжать обучение на юридическом, так как мне не нравится юриспруденция от слова «совсем». Я бы хотела поступить на факультет восточных языков в Высшую школу экономики. Но проходные баллы на бюджет очень высокие, а коммерческое место стоит от 700 тысяч рублей в год. Родственники не поддерживают меня из-за того, что бюджетное место в СПбГУ я хочу «променять» на коммерческое в ВШЭ.

Важно понимать, что тенденция увеличения количества бюджетных мест не распространяется на все направления подготовки. Ведь в коммерческих местах тоже есть заинтересованность как у государства, так и у вузов.

photo_2024-06-25_13-45-27.jpg

Коммерция не гарантия успеха

Сегодня уже никого не удивить коммерческими местами в вузах или самими коммерческими вузами. После распада Советского Союза рыночная экономика достаточно быстро проявилась и в сфере высшего образования. Журналист и телеведущий Борис Соболев комментировал эту ситуацию следующим образом: «Был детский сад, теперь юридический институт. Был сельских морг, теперь юридическая академия. В России уже 3600 вузов, в СССР было всего 300».

И действительно, количество вузов по всей стране увеличилось в разы, по сравнению с прошлым веком.

«Раньше в вузы шло 20%–25% людей от общего числа выпускников школ. Сегодня количество абитуриентов превышает число выпускников одиннадцатых классов», —говорит бывший министр образования Российской Федерации Андрей Фурсенко.

Принято считать, что если выпускник школы сдал ЕГЭ на низкие баллы (ниже 50 вторичных баллов за один предмет), то бюджетное место ему не светит, и на помощь приходят коммерческие места или даже коммерческие вузы. Самыми популярными платными направлениями по всей стране являются такие направления, как:

  • юриспруденция (минимум от 200 000 тыс. руб. в год)
  • психология (минимум от 150 000 тыс. руб. в год)
  • государственное и муниципальное управление (минимум от 150.000 тыс. руб. в год)
  • бизнес-информатика (минимум от 283 000 руб. в год)
  • реклама и связи с общественностью (минимум от 170 000 в год)
  • международные отношения (минимум от 200 тыс. руб. в год).

Однако даже обучение на коммерческом месте ещё не гарантия того, что выпускники с удовольствием пойдут работать по специальности.

— Я учусь в вузе на заочной форме обучения, где до таких же, как я, дела нет. Про бюджетные места в институте ничего не слышал, знаю только, что есть коммерция. Поступал ради диплома, настояли очень сильно родители, они же и полностью оплачивают мне обучение. Определённого места работы у меня нет. Долгое время работал на пункте выдачи товаров Wildberries, сейчас занимаюсь поставкой канцелярских товаров в офисы города, параллельно работаю помощником бухгалтера в аптеке. По профессии трудиться не планирую, — рассказывает Антон С., студент 3 курса направления менеджмент филиала МГУТУ в Ростове:

А нужно ли вообще это образование?

Наверняка сейчас у вас в голове звучат эти три вопроса: а нужно ли высшее образование? актуальна ли его ценность на сегодняшний момент? зачем вообще получать диплом, если ты по нему работать не будешь?

Обратимся к опросу на портале «Рамблер», который проводился с 24 по 30 августа 2022 года, в нём приняли участие более 100 тысяч пользователей.

«У двух третей (66%) опрошенных россиян есть высшее образование. Среднее специальное получили 17%, причём каждый десятый учился и на высшем, и на среднем уровнях, а 3% — только на среднем. 4% признались, что закончили только школу. Примерно половина (53%) опрошенных работают по специальности, которую получили в вузе. 29% работают совершенно в другой сфере, 18% — в близкой к диплому», — говорится в исследовании.

Также «Рамблер» годом ранее изучил рынок вакансий и уровень предполагаемой заработной платы:

«Результаты исследования показали, что люди с университетским образованием получают в среднем почти в два раза больше, чем сотрудники без него. Так, зарплата дипломированных специалистов в Москве составляет в среднем 70 тыс. рублей, а люди без высшего образования зарабатывают лишь 40 тыс. рублей. Ту же ситуацию наблюдают в Санкт-Петербурге и регионах».

Выходит, диплом всё-таки нужен? Действительно ли он даёт возможность много зарабатывать? Увы, не всегда. Существуют вакансии, которые ни при каких условиях нельзя занять без наличия диплома о высшем образовании. К таким специальностям относятся:

  • медицина,
  • юриспруденция,
  • преподавательская деятельность в вузе,
  • физика (ядерная, механическая, и т.д.),
  • биохимия,
  • архитектура,
  • инженерия.

Данный факт смело можно подкрепить словами Даниила К., аспиранта юридического факультета ЮФУ:

— Да, я работаю по профессии. Начиная со старших классов школы, я чётко для себя решил, что хочу связать жизнь с юриспруденцией. Меня всегда интересовала область гражданского права и гражданско-процессуальных отношений. Именно поэтому поступил на юридический факультет ЮФУ. В 2020 году я окончил бакалавриат с отличием и пошёл в магистратуру, параллельно устроился юристом в крупную ростовскую компанию, где работаю и по сей день. С недавних пор решил поступить в аспирантуру, для того чтобы в будущем была возможность работать преподавателем в университете. Я с уверенностью могу сказать, что в юриспруденции без высшего образования делать нечего, так как самостоятельно заняться изучением всех кодексов, законов, постановлений пленума и многого другого невозможно. Образование здесь крайне важно, без него тут, к сожалению или к счастью, никак не обойтись.

Проще с творческими профессиями, некоторым их них можно научится с помощью дополнительных курсов или занятиям. К таким специализациям можно отнести:

  • рекламу и связь с общественностью,
  • журналистику,
  • дизайн (интерьера или ландшафта)
  • поварское дело
  • дизайн одежды
  • beauty индустрия (парикмахер, визажист, маникюрист и т.д.)

photo_2024-06-25_13-45-25.jpg

Согласно оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), количество выпускаемых журналистов и пиарщиков в отношении к потребностями экономики составляет 300%. К рекордсменам также относятся специалисты в области политических наук (724%), искусствознания (291%), литературоведения с языкознанием (256%).

Наблюдается явный дефицит программистов (80%), архитекторов (60%), нанотехнологов (60%), оружейников (58%) и информационных безопасников (45%). Не в ударе также медицина (87%), станкостроение (90%), авиация (107%).

Неужели гуманитарное образование потеряет окончательно свою актуальность?

На это вопрос постарался ответить научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александром Чубарьяно:

— Я бы сказал, что отдельных наших учёных довольно активно приглашают для чтения лекций и в США, и в Европу. Но да, согласен, это не носит массового характера. Почему? Во-первых, в гуманитарных науках сильно влияние идеологии и политики. Поэтому и точки зрения на те или иные события у россиянина и, скажем, американца очень часто разнятся. Но есть и другая причина. Сегодня во всем мире гуманитарное знание недооценено. Поэтому и премий или олимпиад, таких как по математике, физике или программированию, нет. Отдельные университеты, конечно, их проводят, но «чемпионатов мира» не существует.

Если говорить о журналистике, то здесь будет уместна история Татьяны Л., которая окончила факультет журналистики РГЭУ (РИНХ) в 2020 году:

— Да, я не работаю по профессии. Когда поступала в вуз, мне казалось, меня это затянет, и я буду работать на телевидении, но этого не произошло. За четыре года обучения я полностью разочаровалась в профессии и поняла, что перспектив развития, по крайней мере в Ростове, для журналистики нет. Я не хотела работать в редакции какой-нибудь газеты за 20 тысяч рублей в месяц. Поэтому я ушла в beauty-индустрию, сейчас маникюрист в салоне красоты, где до моего образования никому нет дела. Я фактически работаю среди людей, у которых есть высшее образование, но оно им не пригодилось. Смысл его получать я не увидела. Зря потраченные деньги и время.

Работа + учеба = плохая идея

Исследовательский центр «Зарплата.ру» провел опрос и выяснил, что 75% работающих россиян сталкивались с ситуацией, когда работодатель давал повышение по заработной плате или должности в компании исключительно сотрудникам с оконченным высшим образованием. А каждый десятый (12%) не исключает, что может столкнуться со сложностями в карьерном росте из-за отсутствия профильного высшего образования.

Для продолжения обучения россиянам необходима мотивация. Так, более половины опрошенных (59%) готовы пойти в магистратуру, если это будет условием для карьерного роста. Также респонденты идут учиться, чтобы повысить уровень знаний и навыков или сменить работу на более перспективную (52 и 51% соответственно). Свыше трети (39%) готовы продолжить обучение, если это будет доступно онлайн и по желаемой специальности, чтобы совмещать с работой.

Выходит, что люди хотят получать образование, если это не будет мешать основной работе. По данным исследования, 84% работающих студентов бакалавриата заявили о готовности продолжить обучение на программах магистратуры в офлайн- или онлайн-формате. По их мнению, специалисты с полным высшим образованием ценятся на рынке больше (73%), быстрее растут в заработке (46%), получают больше знаний и навыков для работы (25%). Три четверти опрошенных бакалавров (77%) уже подрабатывают или планируют развиваться в своей специальности, а 23% пока не определились, в какой сфере видят свою карьеру.

Однако обучение действительно может мешать работе студента, у которого есть необходимость в параллельном трудоустройстве. История Ивана (имя изменено)—студента 3 курса архитектурного факультета ААИ ЮФУ стала тому доказательством:

— Я совмещаю работу в архитектурном бюро и учёбу. Это ужасно! Я стал работать после 2 курса, и из-за того, что работа тяжёлая (по 12 часов в сутки), я вынужден был взять академический отпуск в институте. Работать мне нравится, у меня хороший коллектив, стабильная зарплата, а учёба вызывает сплошное раздражение. После восстановления из-за сложного графика на работе я вынужден часто пропускать пары в университете, из-за чего преподаватели неоднократно писали на меня докладные записки и вызывали в деканат, грозясь отчислением. Буду откровенен, я бы давно с удовольствием отчислился бы, однако прекрасно понимаю, что без «корочки» меня выгонят с работы и я останусь ни с чем. Работать архитектором я планирую и дальше, работа нравится, учёба нет.

***

Вузы, конечно, сегодня всячески стараются помогать своим выпускникам с последующим трудоустройством — устраивают недели карьеры, дни компаний, онлайн-биржи. Однако это работает только в отношении тех, кто планирует трудиться по профессии. Тенденция же, что треть россиян не собираются работать по специальности, вряд ли изменится в ближайшем будущем. Слишком много факторов, влияющих на это. И слишком мало путей решения проблемы.

Екатерина БЛИНОВА