Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Учусь

Прощай, диплом: почему студенты теряют интерес к своей специальности и что с этим делать

Прощай, диплом: почему студенты теряют интерес к своей специальности и что с этим делать

Бывает так, что мы сдаём экзамены на хорошие баллы и поступаем в университет мечты на востребованную специальность. Мы счастливы и уверены в том, что уже обеспечили себе отличную работу и безбедное будущее, но внезапно (или постепенно) чувствуем, что где-то оступились. Учёба не просто больше не приносит удовольствия, но и не даёт уверенности в завтрашнем дне. Почва уходит из-под ног, все планы рушатся, и вот мы уже думаем: «Почему я выбрал это? Чем я думал?! Это же совершенно мне не подходит!»

Преподаватель Академии психологии и педагогики ЮФУ, доцент кафедры психологии развития Юлия Обухова рассказала, почему студенты делают неправильный выбор, как обнаружить у себя разочарование в профессии, на каком курсе ребята отчисляются чаще всего и как преодолеть этот тяжёлый период.

photo_2024-07-09_21-52-47.jpg

— Юлия Владимировна, почему чаще всего студенты разочаровываются в специальности?

 — Чтобы понять, почему происходит разочарование в своей профессии, нужно понять, как происходит её выбор. Рассмотрим на примере выделенных Джеймсом Марсия стадий развития идентичности. Первый тип — диффузная идентичность. Он означает отсутствие связной и определённой идентичности. Таким ребятам я советую взять год отдыха после школы, чтобы подумать, чего они хотят. Если они всё же решились куда-то поступить, то мотив звучит следующим образом: «Я подал документы с другом за компанию и, к своему удивлению, поступил». Часто такие студенты принимают решение отчислиться уже после первых семестров, у них просто нет настоящих причин оставаться.

Второй тип — предрешённая идентичность. Та, при которой школьник не выбирал самостоятельно, решение за него принято внешними обстоятельствами. Самая распространенная ситуация — выбор, навязанный родителями. Зачастую взрослые даже не понимают, что могут оказать негативное воздействие на профессиональную судьбу своего ребёнка, ведь иногда его склонности и способности противоречат выбору мам и пап.

Неужели родители желают зла собственным детям? Во-первых, это может означать желание продолжить в ребёнке собственную линию профессионального развития. Во-вторых, родители могут стремиться компенсировать свои неудачи через успехи ребёнка в области образования. То есть навязанный выбор — давняя неосуществлённая мечта родителя. В-третьих, взрослый хочет реализовать сценарий «престижно», «статусно», «все будут завидовать, что мой ребёнок учится на таком направлении». 

Почему же тогда подросток идёт на поводу у взрослого, игнорируя свои истинные склонности? Он стремится заполучить родительское одобрение и любовь, которые достаются ему непросто. В таком случае разочарование наступает не сразу. Студент изо всех сил старается найти в себе внутренние ресурсы, чтобы остаться на своей программе. Этими ресурсами будут знания, умения и навыки, которые требует выбранная родителем профессия. А вот если способностей к ней у студента нет, разочарование наступит быстрее.

Выдавать его могут психосоматические проявления: частые болезни, аллергические реакции. Бывает такое, что врач не находит никаких медикаментозных оснований для болезни, но организм как бы протестует против чего-то. Это что-то в нашем случае — учёба на нелюбимой специальности.

Третья стадия развития идентичности — мораторий. Абитуриент на этой стадии активно и самостоятельно ищет свой путь, конструирует свою идентичность, но при этом окончательное решение ещё не принято. 

Четвёртый случай — достигнутая идентичность. Такие абитуриенты сами выбирают направление для поступления, знают чего хотят. У них разочарование может наступить потому, что не каждый готов справиться с университетскими нагрузками. А ещё не все знают, в чём заключается предмет их будущей профессии. Разберём конкретный пример. Студент выбирает специальность, которая требует активного контакта с людьми, заявляя о своей необщительности и социофобии. Он думал, что будет работать с бумагами в гордом одиночестве. Когда на практике его отправляют взаимодействовать с другими людьми, разочарования не избежать.

— Часто ли разочарование связано с изначальной романтизацией будущей профессии?

Конечно, серьёзная проблема — наличие у абитуриента ложного представления о своей профессии. Виной тому средства массовой информации, культурные стереотипы, мнение значимых для школьника лиц. Молодому человеку может казаться, что его профессия престижна, благородна. За этим он не заметит многих других аспектов, с которыми позже не сможет мириться. Такое часто бывает у врачей, когда главный стимул к поступлению — желание помогать людям. Ожидания разбиваются о реальность. Например, если абитуриент боится крови и это вскрывается на первой практике в больнице, он признаётся профнепригодным. Перед поступлением нужно тщательно анализировать множество моментов, понять реальное положение вещей. Важно отказаться от стереотипов, например, гендерных, когда профессия считается только женской или только мужской.

Можно посещать дни открытых дверей в университетах, где подробно расскажут, подходит ли вам работа, которую вы собираетесь выбрать.

woman-library_144627-30966.jpg

— Всё чаще в последнее время используют термин «кризис третьего курса». Его суть в том, что чаще всего разочарование происходит на третий год обучения. Говорят, именно в этот период на курсе больше всего отчислений. Как вы к этому относитесь, наблюдали ли на своём опыте преподавания?

 — Обострения чувства разочарования именно на третьем курсе бакалавриата я не заметила. Возможно, это обусловлено спецификой направления. Могу предположить, что на третьем курсе появляются сложные предметы, учебная нагрузка возрастает. Студенты с этим не справляются, что и ведёт к разочарованию и отчислению.

Могу предположить, что ребята ожидали больше практики, а получают только теоретические знания. Но, конечно, нужно рассматривать отдельно каждое направление подготовки. Чтобы понять истинные причины разочарования, можно провести исследование, поизучать те специальности, где максимальный отсев происходит именно на третьем курсе.

Если говорить вне контекста образовательной деятельности, на третьем курсе обучаются ребята в возрасте 19–20 лет. Бывшие школьники уже поступили в вуз, успели адаптироваться к смене ведущей деятельности и начинают искать новые смыслы, ценности. Ряд психологических исследований подтверждает, что именно в этом возрасте усиливается тревога из-за неопределённости будущего, появляется ощущение безысходности. Когда проблемы в учёбе накладываются на этот возраст и проблемы в других сферах жизни, возникают мысли об отчислении. Иногда учёба мешает студенту работать, и он становится перед выбором.

Что могу сказать из опыта Академии психологии и педагогики, чаще всего перевод на другие специальности или в другие вузы происходит уже после первого семестра или в конце первого курса. Иногда встречаются переводы и после второго.

— Вопрос к вам, как к преподавателю. Заметно ли течение процесса разочарования среди студентов на конкретных примерах?

— Само разочарование может заметить куратор, который работает с группой. Разочарованный студент может сам пожаловаться на то, что учиться ему больше не нравится. Его успеваемость может неожиданно снизиться, что тоже станет тревожным звоночком.

Однако сам процесс разочарования сложно отследить. Куратор может попросить студента пройти самодиагностику по двум методикам. Первая — «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко). Опросник состоит из 84-х вопросов, которые после группируются в 12 шкал. Вот примеры некоторых из них: эмоциональная отстранённость, эмоционально-нравственная дезориентация, неудовлетворённость собой. Чем более выражен каждый симптом, тем с большей вероятностью у студента выгорание или разочарование. Вторая методика — «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» (В.В. Бойко). Она довольно простая и содержит список из 20 тем, которые касаются неудовлетворённости в разных сферах отношений личности и среды. Обе методики могут использовать кураторы, чтобы проще было понять, что именно происходит со студентом (все ссылки будут прикреплены в конце публикации. Прим. авт.).

young-man-learning-virtual-classroom_23-2149200173.jpg

— Как отличить выгорание и усталость от разочарования в специальности?

— Разочарование всегда вызвано несбывшимися ожиданиями, надеждами и мечтами. Разочарованный студент скажет: «Я думал, что будет так, а вышло совсем иначе».

Существует ещё такой процесс, как обесценивание. Это психологический защитный механизм. Обесценивающий студент говорит: «Я не могу достичь в этом успеха, выйти победителем, поэтому скажу, что всё плохо, что это не то, чего я хочу».

Что касается эмоционального выгорания, есть три признака. Для начала это изменения чувств: у студентов с выгоранием преобладают негативные эмоции по поводу их обучения. Они испытывают вину за свои эмоции и состояние, начинают чаще шутить над собой, легко раздражаются. Что важно, такой человек не способен отпустить негативные чувства, отдохнуть от них. Они сопровождают его изо дня в день. Студенту с выгоранием будет казаться, что преподаватели придираются к нему, все вокруг его недолюбливают. Он начнёт считать себя жертвой.

Для выгорания характерны изменения в мышлении. У человека снижается концентрация внимания, часто появляются ошибки по невнимательности, обостряется подозрительность и недоверчивость. Выгоревший студент становится чёрствым.

Нарушения здоровья тоже будут свидетельствовать о выгорании. Среди них — плохой сон, постоянная усталость, низкий иммунитет.

— Какие методы и техники может использовать психолог, чтобы помочь студенту выйти из кризиса и решить, что делать со своей жизнью?

— Могу порекомендовать диагностическую технику «Окно Джохари». Это очень простая в использовании техника, которую сможет самостоятельно выполнить студент. «Окно Джохари» было создано двумя американскими психологами Джозефом Лифтом и Харрингтоном Инхамом в 1955 году. Цель техники — понять связь между своими личными качествами и тем, как их воспринимают окружающие. Это позволит выявить, действительно ли соответствуют ваши представления о себе качествам, необходимым для той или иной профессии. Нужно взять лист бумаги и на нём нарисовать четыре квадрата. Открытая зона описывает всё, что человеку и всем другим известно о нём. (Можете рассказывать обо всём, что считаете важным для себя и что раскрывает вашу личность в глазах других людей.)

Спрятанная зона описывает всё то, что человек скрывает от других. Это могут быть его страхи, социально-неодобряемые поступки, слабости и просто та информация, которая по какой-то причине не сообщатся окружающим.

Слепая зона показывает качества человека, которые известны другим, но неизвестны ему самому. Человек может не знать или не признавать некоторые черты своего характера. В этой зоне можно отыскать внутренние ресурсы студента.

Неизвестная зона — это истинные желания, ценности, черты характера, личностные качества, стратегии, неизвестные ни самому человеку, ни другим людям.

Не стоит отчаиваться, если вы выбрали не ту специальность, в конце концов в старшей школе мы ещё недостаточно хорошо знаем себя, чтобы сделать профессиональный выбор всей своей жизни. Любую ошибку можно исправить, а главное, из любой ошибки можно вынести опыт, который поможет прийти к осознанию потребностей, желаний, стремлений и способностей. Делая выбор, мы никогда не можем быть до конца уверенными в том, что он приведёт нас к той жизни, о которой мы мечтаем. Но делать выбор необходимо каждый день, чтобы не стоять на месте. Если вдруг чувствуете, что не справляетесь, обязательно обращайтесь за психологической помощью.

Карина ДУЛИМОВА

Фото ru.freepik.com и из личного архива Юлии Обуховой

Тест для диагностики уровня эмоционального выгорания: https://psytests.org/boyko/boburn.html

Тест для диагностики уровня социальной фрустрированности: https://psytests.org/boyko/vasfrus.html