Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Живу

Valorant в РГУПС: как устроен киберспорт в университете

Valorant в РГУПС: как устроен киберспорт в университете

В Ростовском государственном университете путей и сообщения есть киберспортивный кружок, в котором пять дисциплин: Dota 2, CS:GO, Valorant, Hearthstone и Mobile Legends: Bang Bang. Катя Безручко, студентка 1 курса направления «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», является куратором дисциплины Valorant.

Суть этой игры заключается в следующем: есть две команды по пять игроков, одна — защищается, другая — нападает. Атакующая команда должна установить бомбу (или же «спайк») в определённых зонах и не дать противнику её обезвредить. Задача обороняющейся группы — либо обезвредить «спайк», либо уничтожить всех противников.

Бой происходит на одной из девяти карт. Кто будет атаковать, а кто — обороняться, выбирает жребий. Победа достаётся той команде, которая сможет или уничтожить всех противников или выполнить задание с бомбой.

В «Валоранте» есть персонажи со своим лором (совокупностью историй, особенностями мира и т. п.), способностями и ролями (страж, дуэлянт, специалист, зачинщики). Помимо этого, в игре существуют следующие ранги: Железо, Бронза, Серебро, Золото, Платина, Алмаз, Бессмертный и Радиант. Каждый ранг, кроме Радианта, имеет три ступени.

Состав киберспортивного кружка дисциплины по «Валоранту»: руководитель, куратор, капитан команды и, соответственно, игроки.

Екатерина Безручко рассказала нашему корреспонденту, что входит в обязанности куратора и как здесь всё устроено на университетском уровне.

― Мне известно в общих чертах о том, что ты, как куратор, организовываешь праки (тренировочные матчи), университетские или областные турниры, заполняешь анкеты, чтобы руководитель дисциплины зарегистрировал вашу команду на турнир. Можешь рассказать подробнее о своих обязанностях?

― Когда я только начинала этим заниматься, одной из моих задач было составление расписания тренировок для ребят. И, наверное, это самое сложное. Мне приходилось анализировать расписание каждого участника отряда клуба. Если ставить тренировку сразу же после пар, это максимально тяжело для ребят, поэтому я им давала полтора часа отдыха. В итоге такая кропотливая работа была. Помимо этого я занимаюсь поиском тренировок для ребят, праков, в которых они отрабатывают свой скилл, тактику игры, мы разбираем пиковых персонажей на какие-то определённые карты (то есть какой герой лучше подойдёт для той или иной карты). Я мониторю их успеваемость, как они продвигаются по игре, мы делаем отчёты. После этого, уже анализируя что и как проходит, кто как продвинулся, организовываю и планирую какие-то мероприятия именно по дисциплине «Валоранта». Когда дело касается турнира, я обращаюсь к руководителю, и мы вместе этим занимаемся. Также слежу за тем, чтобы ребята соблюдали правила нашего клуба, приходили на тренировки, обзваниваю их, всегда узнаю, кто будет отсутствовать и по каким причинам. Ещё я представляю клуб на каких-то других мероприятиях, турнирах. Если куратор не будет всех поджимать, то никто ничего делать не будет. У нас капитан имеется, но всё равно куратор стоит выше, и его обязаны слушать все. И если куратор сказал, значит, надо так делать.

photo_2025-01-16_11-21-55.jpg

― Имея так много задач, наверняка приходится сталкиваться с трудностями. Насколько хорошо ты работаешь в условиях стресса?

― Предложение стать куратором было неожиданным для меня. Я долго думала, очень боялась соглашаться, потому что понимала: это ответственность. Если что-то сделаю не так, то именно я буду виновата в этом, а не кто-то другой. Плюс ещё не знала ребят. Я общалась только с Кириллом Лазаревым, капитаном команды. Именно он и предложил мне стать куратором. Из-за этого я испытывала какой-то маленький стресс, потому что это нечто новое, непонятное в жизни. А в таких ситуациях, когда что-то не получалось, или не знала, что делать, я старалась оставаться спокойной, фокусироваться, понимать, что это не конец, есть возможность обратиться за помощью. Также начала планировать свои действия. В первое время советовалась с Кириллом, потому что он уже был куратором до этого. Так что, когда приходилось сталкиваться с какими-то трудностями, я обращалась к нему за помощью, он никогда не отказывал и всё объяснял. Я очень благодарна ему за это. Я стала более открытой и научилась меньше стрессовать в определённых ситуациях и принимать свои ошибки.

― А насколько хорошо ты знакома с игрой Valorant?

― В первое время, когда я начала интересоваться игрой, мне было важно понять её суть, что вообще нужно делать. Поначалу меня не интересовали особо какие-то масштабные мероприятия, связанные с «Валорантом». Со временем меня начали интересовать те же национальные турниры. Я стала рассматривать каждую команду, которая участвует в них, даже выбрала свою любимую, за которую болею. Это всё развивалось постепенно, от понятия самого лора игры. Раньше мне казалось, что изучать лор игры — это довольно скучно, но когда я погрузилась именно в мир «Валоранта», это очень затянуло. Ты узнаешь информацию о каждом персонаже, который присутствует в игре, его способности, его жизнь, очень проникаешься этим.

― Я правильно поняла, ты следишь за профессиональным киберспортом «Валоранта»? Это как-то помогает в твоей деятельности куратора?

― Да, мне нравится смотреть крупные матчи, турниры. Моей любимой командой является PRX. Любите PRX, они легенды. Мне нравится их стиль игры, люблю следить за успехами, которые они достигают. Я наблюдаю, как играют люди, перенимаю какие-то тактики у них, ведь это всё-таки профессиональные команды, и от них можно много чему научиться, улучшить нашу собственную игру. Также ты находишься в курсе последних тенденций.

― Думаю, самое время подробнее поговорить о деятельности клуба. Как вы отбираете новых членов?

― В этом году отбор проходил через социальные сети в группе «Киберспорт РГУПС». Туда кидали объявления. Это происходит не очень строго. Те, кто хочет, подают заявки, мы приветствуем всех, кому нравится играть в «Валорант». Но этим в основном занимается наш капитан Кирилл. В этом году очень многие подавали заявки, но одним из критериев является наличие определённого ранга в игре. Ранг всей нашей команды ― Иммортал (Бессмертный). Конечно, людям будет проще находиться в игре с человеком такого же звания, чтобы участник мог сам думать наперёд, какие действия ему совершить, потому что в «Валоранте» не просто как в CS:GO, где ты бегаешь и стреляешь. Это игра, в которой присутствуют самые разнообразные персонажи со своими уникальными способностями. И чтобы дать определённый навык, нужно хорошо подумать, как. Кирилл не особо строго относится к отбору, но все равно приветствуем больше людей, которые осознают, что они должны делать в этой игре.

photo_2025-01-16_11-22-00.jpg

― Какие мероприятия и турниры организовывает клуб?

― В прошлом году главный руководитель киберспортивного клуба Иван Горпинченко проводил турниры между факультетами по разным дисциплинам. К сожалению, там не было «Валоранта», потому что на тот момент не было команды. В СНГ в основном интересуются Dota 2, CS:GO или Hearthstone. А Valorant не сильно известная игра именно на территории СНГ, но киберспортивная деятельность по ней развивается. И я надеюсь, в этом году у нас получится организовать турнир, где можно будет с другими факультетами или институтами товарищеские матчи сыграть, потому что команда есть и нужно это делать.

― Каковы успехи клуба на региональном или национальном уровне?

― Недавно был турнир Московского киберспорта, мы заняли третье место. Ребята хорошо отыграли, они довольны были своей игрой. Ещё в декабре прошёл турнир КМА. Мы играли с четырьмя командами, всех победили, вышли в плей-офф. Там мы в первой игре выбыли, но это был хороший опыт, в котором ребята показали нормально свои способности, но есть над чем ещё трудиться. Нам попалась карта, на которой мы почти не тренировались, поэтому отлетели. По «Валоранту» мало турниров именно на том же региональном и национальном уровне, поэтому пока тяжело даётся участвовать в каких-то серьёзных соревнованиях.

― Какие стратегии и тактики вы используете в игре?

― Всё зависит от карты и ситуации, которая происходит в матче. Также каждый игрок команды предпочитает свой стиль игры. Один, например, агрессивный, второй больше любит сидеть в обороне, третий совмещает оба стиля. Мы стараемся обычно фокусироваться на слаженной командной игре, чтобы не было такого, что каждый сидит на своём месте, один умер, и всё, начинается неразбериха. Так что мы пытаемся адаптироваться к разным стилям игры, подстраиваться под ситуацию, смотреть, как играют противники, какие они используют тактики. Как правило, это либо контроль точек, либо использование обычных и ультимативных способностей. Наша команда всегда пытается как-то координировать свои действия, мы коммуницируем друг с другом и двигаемся, как единый организм.

photo_2025-01-16_11-22-05.jpg

― Иногда у каждого из нас опускаются руки. Как ты мотивируешь и вдохновляешь членов своей команды?

― Пытаюсь создать атмосферу взаимного доверия. Некоторые ребята довольно-таки давно знакомы с друг другом, не первый год дружат. Важно, чтобы каждый член команды чувствовал себя ценным игроком, человеком в этой компании. Не так, что мы просто связаны игрой, а именно дружеские отношения. Я объясняю каждый раз ребятам задачи, которые стоят перед нами и которые важны для нас и нашего успеха. Стараюсь им всегда дать возможность самостоятельно принимать решения по каким-то вопросам. Спрашиваю у них, что думают по какому-то поводу, чтобы у них тоже было развито чувство ответственности. Также у них есть возможность проявлять какую-то инициативу. Ребята не сидят без дела и не думают, что им просто на тренировку, и всё. Стараюсь делать так, чтобы они тоже думали, брали на себя какую-то ответственность и решали всё вместе. Конечно, всегда пытаюсь похвалить за успехи, даю понять ребятам, что открыта для обратной связи, если им нужна поддержка, даю советы. У нас были такие ситуации, когда человеку нужна была помощь, и мы всей командой морально его поддерживали, помогали, чтобы он не чувствовал себя как-то плохо. Важно показать человеку, что он ценный и что есть люди, которые готовы ему помочь. Так что я пытаюсь поддерживать атмосферу, что мы не просто связаны игрой, мы именно друзья. И ребят это мотивирует что-либо делать.

― Напоследок было бы интересно узнать, каков твой взгляд на будущее киберспорта и роль университетов в его развитии?

― Я считаю, что сейчас киберспорт развивается на более масштабном уровне. Он выходит за рамки просто соревновательных игр и превращается во что-то большее, в плане развлечений и медиа. Думаю, сейчас мало дисциплин, которые присутствуют в киберспорте. Однако надеюсь, что в будущем будут появляться более разнообразные игровые жанры, в которых каждый игрок сможет что-то подобрать для себя. По поводу роли университетов. Я бы сказала, она является очень даже решающей. В первую очередь, университеты могут дать такое формальное образование, создавать какие-то специальные программы по киберспорту. Тот же game-дизайнинг, например. Это позволит студентам приобрести необходимые навыки для работы в этой индустрии на различных должностях, того же куратора или тренера. Либо же вообще участвовать в разработке игр, а может и комментировать трансляции. Это, кстати, очень даже перспективное развитие. Не каждый человек может стать комментатором.

Полина ЩУЧКИНА