Студент FOREVER

Выпускник ЮФУ Никита Бондаренко и владелец бургерной рассказал, как открыть свой бизнес

Выпускник ЮФУ Никита Бондаренко и владелец бургерной рассказал, как открыть свой бизнес

Эксперты президентской платформы «Россия страна возможностей» и ГК «ЭФКО» опросили 10 тысяч студентов российских вузов и выяснили: 61% из них рассматривают возможность начать свое дело, при этом четверть планируют стать предпринимателями уже в ближайшее время. Никита Бондаренко, выпускник экономического факультета Южного федерального университета и основатель бургерной JAM burgers and breakfast, рассказал о студенческой программе, которая вдохновила его на открытие дела, об университете и как преодолеть страх конкуренции, начиная свой бизнес.

- Никита, всё началось с поездки в Америку в рамках студенческой программы Work and Travel? Давайте оттуда и начнём.

- Да, эта программа рассчитана на то, что в Америку прибывают на лето студенты из разных стран поработать и затем попутешествовать. Это государственная программа, её спонсирует американское правительство. Но оно её только организовывает. По факту, ты должен сам узнать о том, что эта программа существует. Действует она по всей России и по всем странам. Например, с нами работали ребята из Украины, из Белоруссии, из Европы.

Билеты туда и обратно покупаешь себе сам, жильё и продукты тоже оплачиваешь самостоятельно. США просто организовывают тебе визу, грубо говоря, и дают возможность приехать и поработать в чужой стране легально.

Я трудился в двух местах: в одном – официантом в ресторане, в другом – убирал посуду на завтраках. Вообще, ты волен сам распланировать свою поездку. Можно, допустим, два месяца поработать, а потом путешествовать. У нас многие ребята потом покупали себе технику Apple, ездили по стране, наслаждались жизнью. Конечно, я иногда тоже выбирался погулять, но старался много денег не тратить. У меня была цель - открытие дела - и, к тому же, ограниченный бюджет.

photo_2023-11-28_21-40-56.jpg

- Вы уже тогда понимали, что будете заниматься своим делом, а не работать по найму?

- Да, я с самого начала знал, что хочу быть предпринимателем, и просто пошёл туда, что было максимально близко к желаемому, куда поступили мои друзья и куда мне хватало баллов. Я учился на менеджменте - это управление персоналом, так что, можно сказать, что я и так по профессии работаю.

Да и было на слуху, что ЮФУ – самый лучший университет на юге. Я не хотел ехать, например, в Москву учиться, потому что понимал: мне легче будет стартовать здесь. Первое время жил с родителями. Это очень удобно: тут тебе и бесплатный завтрак, и удобный ночлег. Тепло, уютно.

- Сыграл ли университет какую-то роль в вашей жизни?

- Очень важный жизненный аспект — это друзья и окружение. И ЮФУ мне это дал. Все в моей компании – классные, целеустремлённые ребята, которые чего-то хотят от жизни, занимаются чем-то активным. Окружение очень важно. Наверное, даже важнее образования, которое ты можешь получить. Процесс моего обучения мог бы быть бесполезным, но есть три фактора, которые этому препятствовали. Первый фактор — это то, что я занимался самообразованием и погружался в те темы, которые мне были интересны, самостоятельно - читал книги, просматривал какие-то вебинары, семинары и так далее. И два других фактора - это, как я уже сказал, окружение и то, что я встретился со своей женой в университете. Поэтому я не могу сказать, что мне не надо было поступать в универ. Это было то время, когда я действительно мог посвятить себя учёбе. И, возможно, это не те знания, которые мне давали в вузе, но те, которые я брал сам из доступных для меня источников. Большую часть полезных вещей я изучил сам, но таковы реалии современного образования, по крайней мере, в менеджменте.

- Как бывшие одногруппники и преподаватели отнеслись к вашему бизнесу, когда он только открылся?

- В универе я даже ни с кем не контактирую из преподавательского состава, а друзья – с ними как общался во время учёбы, так и сейчас общаюсь. Что касается простых знакомых, никто не объявлялся. Хотя, когда я выкладывал в соцсетях пост о том, что мы открылись, многие написали - поздравили. Но чего-то по типу: «Дай скидку» или «Угости бургером» - не было.

photo_2023-11-28_21-40-46.jpg

- Вы писали в своем посте во «ВКонтакте», что тяга к бургерам у вас была ещё с подростковых лет. Тогда почему вы начали вести бизнес с арахисовой пасты, а не с бургеров?

- Скажем так, бургеры я любил как еду, но у меня не было желания заниматься этим, как бизнесом, до определенного момента. Тогда я просто не задумывался о том, что с бургерами можно что-то придумать в России. Зато посетила мысль про арахисовую пасту. Потом я понял, что хочу поменять сферу деятельности, задумался о бургерах и стал детальнее изучать вопрос. И вот, проекту JAM Burgers уже год и три месяца. Производство пасты я продал, оно мне больше не принадлежит, но до сих пор работает. Можно заказать продукцию на маркетплейсах, купить в магазинчиках. Мы сами эту пасту используем сейчас в наших блюдах. Очень много вообще зависит от случая. И поэтому у всех такая уникальная судьба.

- Рассчитано ли ваше заведение на студентов? 

- У нас бывают люди разных возрастов, в основном, конечно, те, которые могут себе позволить более дорогие бургеры, чем в KFC или во «Вкусно - и точка». Но при этом у нас рядом находится 36-я школа, и там учатся дети, которые иногда могут себе позволить обед у нас. И взрослые люди тоже приходят. Есть своя целевая аудитория, достаточно широкая. На самом деле, если так посмотреть, не такие уж у нас большие цены (самый дешёвый бургер – 380 рублей, самый дорогой – 590 рублей. – Прим. авт.). С KFC и «Вкусно - и точка» мы не конкуренты.

- Из какого количества человек должна состоять команда в бизнесе? 

- Сложно сказать. Если говорить про нас, у нас есть бухгалтер, СММ-менеджер и команда, которая работает в самом ресторане непосредственно: кто-то на кухне, кто-то на баре, официанты. Что касается меня, возможно, когда мы вырастем до каких-то других масштабов, то я возьму на себя более крупные новые задачи, а на место менеджера поставлю какого-то руководителя.

Мы планируем работать по франшизе, открывать новые заведения в Москве, Питере, Сочи, во всех крупных городах. Мы хотим, чтобы у нас была сеть заведений. Ещё у меня параллельно с бургерной есть бизнес производства холодного чая. Фишка в том, что наш чай делается из натуральных чайных листьев, он заваривается без сахара и, к тому же, с натуральным соком. Вроде бы, ингредиенты максимально простые, но в комбинации создают какой-то интересный вкус.

photo_2023-11-28_21-41-16.jpg

- Когда только открываешь бизнес, какие цены лучше назначить?

- Я бы сказал, что лучше сразу делать цены, которые будут правильно влиять на итоговую экономику заведения. На большие скидки может набежать не совсем платежеспособная аудитория, а после поднятия цен все начнут жаловаться и так далее. Поэтому лучше с самого начала считать экономику и закладывать тот маршрут, который будет выгоден. И опять-таки всё зависит от вида бизнеса. Если говорить про ресторанное дело, то при выборе аудитории ты поставил цены и по этой цене играешь – привлекаешь людей за счет маркетинга, каких-то коллабораций и прочего.

- Какой совет вы могли бы дать студенту, который хочет открыть свой бизнес, но опасается возможных трудностей?

- Не бояться. Большую роль играет количество попыток. Понятно, что какие-то знания и ощущения того, что необходимо на данный момент потребителю, тоже важны, но молодые ребята всё равно могут наделать много ошибок. Однако чем больше ты их сделаешь, тем больше опыт, который приобретешь. Поэтому я бы не сказал, что у меня получилось что-то выдающееся. Понимаю, что всё познаётся в сравнении, но количество попыток – это важно. И сейчас я до сих пор стараюсь делать как можно больше попыток, чтобы что-то очень сильно выстрелило.

- Как преодолеть страх конкуренции?

- Прочитать книгу «Стратегия голубого океана», автор — Ким Чан. Так только кажется, что всё вокруг уже есть и всё уже было создано. На самом деле ещё много чего можно придумать, что будет пользоваться большим спросом. И на рынке всегда есть место для нового игрока. Вопрос в том, как ты подойдёшь к этому. Лично у меня есть понимание: чтобы ресторан правильно работал, нужна привлекательная упаковка, красивый брендинг и вкусный продукт. Я понимаю, что могу влиять на эти вещи и сделать так, чтобы было стильно, красиво и вкусно. Есть разное соотношение того, как это может работать. Важна цена, но при этом нужно понимать свою целевую аудиторию. И если ты делаешь такой бизнес, который сделал я с бургерами, то нужно понимать, что целевая аудитория будет не та же самая, что, например, у «Вкусно - и точка». Поэтому я сконцентрировался на качестве, стиле, красоте, вкусе.

Могу сказать, что не обязательно всем быть предпринимателями. Хорошо зарабатывать можно в разных профессиях. Главное — найти что-то своё и получать удовольствие от того, чем занимаешься, делать много попыток и, главное, не сдаваться. И вот тогда всё получится. Все допускают ошибки, но таков путь.

Светлана МИРОНОВА

Фото автора и из архива Никиты Бондаренко