
«Человеку всегда нужен будет человек»: как персональный помощник помогает подготовиться к ЕГЭ
Некоторые готовятся к ЕГЭ в онлайн-школах. И, как правило, у каждого есть наставник или куратор, который всегда на связи. Мария Савинова, выпускница Уфимского государственного нефтяного технического университета направления «Прикладная информатика», работает в онлайн-школе «Сотка» как раз таким персональным помощником. А начала заниматься этим ещё в студенчестве.
Обычно наставники регулярно пишут ученикам, чтобы узнать о достижениях или даже неудачах, стараются помочь и поддержать. Также они рассказывают о том, как устроена их платформа, что из себя представляет курс обучения и так далее. Кто-то возразит, что с рассылкой подобных сообщений легко справится и бот. Зачем же тогда нужны персональные помощники? Всё просто: каждому из нас нужно общение с реальным человеком. Нейросеть не сможет выразить сочувствие и искренне поддержать, не подстроится под твой характер и будет писать лишь то, что заложено в программе.
Мария Савинова рассказала нашему корреспонденту, какова эта работа для неё и как она справляется с задачей.
― Мария, как вы пришли к работе наставником в онлайн-школе?
― Я работаю в «Сотке» уже пять лет. Когда сдавала ЕГЭ в 2019 году, «Сотка» ещё не была такой большой компанией. Мне всегда казалось, что ребята, которые здесь работают, очень классные, самые умные и дружелюбные. Тогда для набора сотрудников просто рассылали форму через бот. Я откликнулась, прошла отбор и приступила. Сначала была наставником по обществу, потом ― по русскому и уже после перешла в персональные помощники.
― Что входит в ваши основные обязанности как наставника?
― Сейчас я на должности персонального помощника. Мы помогаем ребятам освоиться в школе, понять нашу систему обучения. Стараемся, по возможности, контролировать их учебный процесс и мотивировать заниматься усердно. Конечно, можем и просто поболтать.
― Какие качества, по вашему мнению, важны для эффективного наставника в сфере онлайн-образования?
― Самое главное ― коммуникабельность. Я всегда любила общаться и видела себя в сфере человек-человек. Поэтому для меня работа здесь не ощущается таковой. Я будто просто сижу и разговариваю с друзьями.
Помимо этого, важно быть эмпатичным, чтобы поставить себя на место ученика, понять его переживания и поддержать.
― С какими сложностями вы сталкиваетесь в своей работе, как вы их преодолеваете?
― Как я и говорила, наставничество в онлайн-школе не воспринимаю как работу, поэтому больших сложностей не вижу. Но вначале самым трудным было найти баланс между учёбой и этой деятельностью, чтобы эти две сферы не проседали. Поэтому совет для студентов: сначала закройте свою первую сессию, поймите, как устроен ваш график учёбы, оцените нагрузку и только потом ищите работу, которая вам подойдёт.
― Что вам больше всего нравится в такой деятельности?
― Самое приятное ― это когда в конце года ребята делятся своими достижениями. Ты чувствуешь, что хотя бы немного, но повлиял на результаты ученика. В такие моменты гордость распирает!
― Какие методы вы используете для обратной связи с учениками? Как часто общаетесь с ними?
― Самое простое ― спросить напрямую, всё ли у него хорошо, всё ли ему понятно. Вообще, стараюсь хотя бы раз в неделю написать ученику, узнать, как у него дела и как продвигается учёба.
― Как вы видите свою роль в успехе учеников?
― Не скажу, что от меня зависит очень многое, я всё-таки не преподаватель. Тем не менее, стараюсь вылавливать моменты, когда ученики перегорают и начинают отодвигать учёбу на последний план. Помогаю по мере сил, даю только те советы, которые проверяла на себе.
― Как вы поддерживаете мотивацию учеников, особенно если они сталкиваются с трудностями?
― Самое главное ― разобраться, в чём причина этих трудностей и помочь их устранить. На самом деле, мотивация переоценена и играет не самую главную роль в обучении, она обычно приходит наплывами. Сегодня тебя распирает от желания покорить все вершины, завершить все незаконченные дела и готовиться сутками. А завтра ты уже лежишь пластом на кровати и не хочешь даже книгу в руки взять. Главное ― дисциплина, равномерная нагрузка и своевременный отдых. Если ты составил себе график занятий и можешь заниматься систематически, тогда добьёшься гораздо большего. Даже 30 минут в день на подготовку помогут тебе больше, чем один день в неделю, где ты занимался девять часов без остановки.
― Как вы оцениваете прогресс учеников и какие методы используете, отслеживая их успеваемость?
― Тут всё просто ― пробники. Это самый главный показатель для уровня подготовки. Но важно их решать в условиях, максимально приближенных к реальным. Не подглядывать в записи, решать весь вариант сразу. Так вы сможете себя натренировать к реальному экзамену.
― Каким был ваш самый запоминающийся момент в работе наставником?
― Когда я только начинала работать наставником по обществу, у меня в группе была девочка, которая сдавала ЕГЭ уже второй раз. Ей, правда, было тяжело, и её никто из близких не поддерживал. Сама учёба ей давалась трудно. Но она всё равно сдала все экзамены на высокий балл. Это то упорство, которым я восхищаюсь!
― Как вы считаете, изменится ли роль наставника в будущем в онлайн-образовании?
― Человеку всегда нужен будет человек. Даже несмотря на то, что онлайн-школа ― это всегда больше про самоподготовку, никто тебя не сможет больше подтолкнуть заниматься, как ответственность перед кем-то. И тут помогаем мы, персональные помощники и наставники. Мы направляем и помогаем на всех этапах, чтобы наши любимые ребята достигали своих целей.
― Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь в качестве наставника в онлайн-школе?
― Подходите к любой работе ответственно, оценивайте свои возможности. Как время, так и силы. Пробуйте, дерзайте! Если не попробуешь сам ― никогда не узнаешь, каково это. Уверена, у вас обязательно всё получится!
Полина ЩУЧКИНА
Фото из личного архива Марии Савиновой