Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Студент FOREVER

«Безумная хроника энтузиастов»: основатель SFEDUMEDIA о своей великой студенческой эпохе

«Безумная хроника энтузиастов»: основатель SFEDUMEDIA о своей великой студенческой эпохе

Представление об университете у взволнованного, только поступившего студента может сформироваться примерно такое: многостраничные конспекты, много-много теории, более требовательные, чем в школе, преподаватели — будет тяжело и академично, не продохнёшь. Однако первокурснику, особенно будущему или уже состоявшемуся медийщику, достаточно только лучше изучить среду. И практически сразу кроме учёбы он найдёт в университетских стенах новые возможности реализовать свои творческие устремления.

Александр Колесников с некоторым журналистским опытом за плечами (работал в газете «Труд» г. Каменска-Шахтинского) почти сразу после первого курса решил, что учёбой в ИФЖиМКК он не ограничится, и основал с небольшим кругом единомышленников студенческий медиацентр SFEDUMEDIA. Уже несколько поколений талантливых студентов успело поработать над контентом для этого уже шестилетнего, но до сих пор свежего проекта. Многим из них SFEDUMEDIA открыл прелесть животворящего творческого азарта.

Сейчас Александр живёт и работает в Москве. Пишет лайфстайл-контент и монтирует в холдинге News Media, фотографирует, пишет посты как фрилансер, занимается медийным продвижением. Его не очень устраивает текущее положение дел, но автор этого текста уверен: имея опыт создания и развития с нуля одного из ведущих студенческих медиа региона, Александр точно не пропадёт в мире современной журналистики.

Александр, когда у тебя впервые появилась мысль о создании нового студенческого медиацентра? Что тебя сподвигло на такое решение?

— Идея делать что-то своё не была навязчивой, но я обращал внимание на любые возможности сами по себе, например засматривался на масштабную телестудию ДГТУ и не мог понять, почему у нас медиацентром называют подвал самоделки. Однажды на встрече с ректором, Мариной Александровной Боровской на тот момент, оказалось, что вопросов у коллектива университета нет, а я, попавший на эту встречу случайно, поднял руку, чтобы заполнить неловкую паузу. Ну и высказался о наболевшем. Опустим детали, но в ответ на мой поток мыслей прозвучала и такая фраза: «Делайте, поддержим!». После этой встречи и сформировалась окончательная идея — погуглил, как выглядят лучшие студенческие медиа в стране, и принялся рисовать логотип и придумывать название.

IMG_9783.JPG

— Насколько сложно тебе было тогда начать с нуля: собрать штат, обзавестись хотя бы минимальным оборудованием, наладить работу редакции?

— Изначально меня поддержало около десяти человек из моей группы — создал с ними отдельный чат в «ВК». Кто-то из них в будущем играл важную роль в работе SFEDUMEDIA, кто-то ограничился моральной поддержкой в процессе становления. В любом случае, это было важно для меня. Затем уже привлекли первокурсников. Про опыт налаживания работы речи не шло, интуитивно руководствовался принципом, о котором услышал годы спустя — Fake it till you make it. Если никто не мог помочь воплотить идею — я брал работу на себя. Главным было «казаться», чтобы однажды «быть». Оборудование одалживали факультетское, пользовались своим, давали на прокат друг другу – каждый раз искали технику для съёмки. Тогда моя сестра лишилась караоке-микрофона. Старший брат взял на время, но оказалось — навсегда.

— Опиши, пожалуйста, в общих чертах тот контент, который вы начинали делать. Насколько сильно он отличался от того, что можно сейчас увидеть в SFEDUMEDIA? Твоё видение, видение команды на тот момент — насколько оно разнится с твоими сегодняшними представлениями о том, каким должен быть контент в студенческих медиа?

— Возможности медиа безграничны — с одним телефоном можно выйти в эфир, сделать профессиональный фоторепортаж, записать подкаст, снять интервью. Я старался вдохновить команду и себя на работу по-взрослому, но получалось, конечно, абсолютно дилетантски. Но так искренне, что это и принесло нам первого зрителя. У СИЦ была стена из репостов — мы не репостили ничего принципиально. У «Иногда-ТВ» были идеальные профессиональные ролики с цветокором, которые выходили спустя месяц, у нас была безумная хроника энтузиастов, смонтированная к утру. Первый наш репортаж с «верёвки» на новых общагах — воплощение нашего контента на старте. Всё это можно стебать до бесконечности, суть не в том, чтобы сделать лучше всех сразу, суть в том, чтобы делать на пределе своих возможностей в моменте — стесняться тут нечего. Это универсальное правило на все времена.

Кстати, хочу заметить, что спустя годы даже самое нелепое видео приобретает документальную ценность. Тогда я об этом тоже думал. Кто-то сможет в тех репортажах увидеть себя 18-летним и через 20 лет.

IMG_5387_HEIC.jpg

— Безумная хроника энтузиастов получалась естественно, сама собой или у вас был такой подход — выделяться на фоне конкурентов особенной искренностью, дерзостью? Вы обдумывали концепт, может быть, даже философию SFEDUMEDIA на первых порах?

— Когда корреспондент впервые держал микрофон в руках и работал на камеру, а оператор писал в чат, чтобы спросить, а какие настройки вообще надо ставить — дух энтузиазма был единственной вещью, которую мы могли предложить. Философия сложилась сама собой от обратного: желание — единственное требование для того, чтобы попасть в команду и в ней остаться на тот момент. Конечно, мы отсматривали, обсуждали, критиковали внутри команды, потому что понимали: есть куда расти.

— Сколько времени понадобилось, чтобы медиацентр по-настоящему закрепил позицию одного из основных студенческих СМИ ЮФУ? Когда ты почувствовал, что SFEDUMEDIA прочно стал на ноги? Может, дал это понять какой-то конкретный случай или, например, чья-то реакция?

— Был момент первичного признания, когда подписчиков стало не 30, а 1000, и среди них люди, которых ты уважаешь. Но я уже упоминал отсутствие границ, так что и нынешние 6000 тысяч — это однозначно не предел. Из забавных конкретных случаев — очередное пересечение с руководством на дне науки. У нас был свой стенд, подошла Инна Константиновна Шевченко, я подарил ей наш фирменный значок, и она спросила: «Так вы сделали?». Тогда были смешанные чувства — с одной стороны, она запомнила первокурсника-выскочку на той встрече, когда тоже сидела в «зрительном» зале, с другой — она понятия не имела, что мы существуем. Но мы же не для ректората работали, у нас была другая целевая аудитория, так что это было именно забавно, а не обидно.

IMG_0920.JPG

— Если говорить о конкретных кейсах, можешь выделить те материалы или проекты в SFEDUMEDIA, которые тебя в своё время особенно воодушевили, дали сильнее всего понять: мы всё делаем правильно?

— Я не могу сказать, что доволен на все сто хотя бы одним материалом, всегда есть к чему стремиться, а в случае с самодеятельностью — это тем более актуально. Первые студвёсны были знаковыми, вёсны, на которые нас не пускали, — тем более. Шоу «Подвал» было знаковым лично для меня. Это же безумие: пригласить сотрудников Центр-Инвеста, которые, кажется, не понимали, что их ждёт. Иногда ценность становится ощутимее спустя время. Например, выпуск «Подвала» с уже не студентом Филиппом Черненко — мы, так скажем, зафиксировали на видео такое уникальное явление, как группа «Жакомобиль» — показали исполнителя, поющего крамольные песни о преподах, песни, которые мы так любим, а для материала «Как закалялся стайл» про историю логотипа ЮФУ собрали уникальные свидетельства очевидцев согласования и не только. Мы случайно увидели смешной пост выпускника Никиты Королёва из «Коммерсанта» про экзамены Жак и попросили Екатерину Сергеевну на него публично ответить. Ну кто после этого скажет, что мы занимались ерундой? Это же информация, которой нигде больше нет. Это журналистика, которой не хватает не только университету, но и стране, на мой взгляд. Звучит, конечно, пафосно, но тут уж кто что захочет увидеть в моих словах.

IMG_3741_HEIC.jpg

— Когда и почему стало понятно, что главным редактором должен стать другой человек? Исходя из всего своего опыта пребывания главным редактором SFEDUMEDIA, можешь ли ты назвать необходимые для такого статуса качества, профессиональные и чисто человеческие, и собственные черты и скиллы, которые тебе помогали всё это время?

— Мы всегда называли главного редактора руководителем. И как мне кажется, все, кто был на посту руководителя в дальнейшем, были разными людьми с разными сильными сторонами. Мне помогала вера в людей, убеждение, что каждый может всё. Мне помогала готовность не оставаться в стороне от ручной работы. И радикальный принцип говорения правды внутри сообщества — всё, что хорошо и что плохо, я говорил прямо, и мне это прощали, потому что понимали конечную общую цель — делать лучше. Я осознавал, что вскоре окончу университет. И не хотел, чтобы SFEDUMEDIA оказался на кладбище мёртвых проектов. Поэтому устроил выборы, чтобы новый руководитель — им оказалась Алина Темирчиева — успела войти в должность под моим уже не руководством, но контролем. Такой мягкий трансфер власти. Было важно, чтобы новый руководитель завоевал авторитет, уже не пользуясь статусом основателя. И Алина этот авторитет завоевала своей работой — финальным «испытанием» была запись подкаста. Как ни странно, другие кандидаты не справились и сошли с дистанции, даже голосовать не пришлось, кандидат остался один.

IMG_3021.JPG

Каким у тебя был опыт совмещения учёбы и медиаактивности? Роль руководителя медиацентра скорее дополняла роль студента или перевешивала её?

— Хорошие оценки меня никогда не интересовали — только зачёт. У меня были и 100 баллов по паре предметов, и череда бесконечных пересдач. По сути, руководство занимало минимум времени в любом случае — главное, вовремя «вкинуть» идею, а желающие, как правило, находились. Были периоды, когда никто ничего не хотел и не мог, и периоды, когда пойти на съёмку стало чуть ли не привилегией. Лично для меня медиацентр был всегда на первом месте. Однажды я пошёл утром на работу в «Дон-ТР» после ночёвки в деканате — у нас был сеанс коллективного оперативного монтажа студвесны. Поспать удалось разве что на журнальном столике минут 40. Всё это органично переплеталось. Домашняя работа делалась кое-как, по принципу «чтобы было». Но и медиацентр был тем ещё интенсивом по журналистке. И не только для меня.

IMG_3895.JPG

— Можешь ли ты сказать, что работа в студенческом медиаполе заложила в тебе базовые навыки, которые пригождаются до сих пор? Или уже пост-студенческая деятельность дала более полезный, необходимый опыт?

— Студенческое медиа и принесло мне работу на телевидении. А опыт универсален: хочешь писать в условный Glamour в будущем — пиши сегодня в SFEDUMEDIA в том же стиле. Хочешь снимать рекламу — снимай её сегодня. Все мы работаем на одном языке в одних форматах. Поэтому студенческий опыт я точно не стану обесценивать. Определённые форматы, например, собственное шоу гораздо проще опробовать в студенческой жизни. Во взрослой жизни это гораздо сложнее, поэтому призываю дать волю фантазии в студенческие годы, когда границ, правил и бюджетов ещё не существует.

IMG_9900-2.JPG

— Студенческие годы — какими чувствами они отзываются в тебе сейчас? Воспоминания о них вдохновляют или, наоборот, приводят к мысли по типу: вот после универа началась настоящая жизнь?

— Я принципиально избегаю стереотипа, что студенческие годы лучшие — можно и на пенсии вести активную во всех смыслах жизнь. Но признаюсь, по концентрации активностей пока период студенчества выигрывает. Когда тебе надо зарабатывать на жизнь уже в полную силу, сложнее успеть на репетицию театрального фестиваля, съёмку, форум в другом городе, и никто тебе уже не оплачивает билеты. Так что да, воспоминания вдохновляют — как идеальный референс, к которому стоит стремиться. Чтобы такой же драйв и лёгкость были уже во взрослых коммерческих историях.

— Ты следишь за развитием SFEDUMEDIA? Если да, то как оцениваешь теперешний его этап?

— Не слишком активно, но слежу. Хуже, чем делали мы в самом начале, уже не будет точно. От SFEDUMEDIA сейчас ждут определённый уровень качества. Меня уже ничем не удивишь, но отмечу шоу «Такой вопрос». Да, был только один выпуск, но я-то понимаю, насколько это сложная и трудоёмкая работа — сделать нечто такое в кустарных, так скажем, условиях. Легко сказать «делайте больше», но трудно сделать. Поэтому желаю нынешним авторам сил и терпения.

Максим ЦУПКО

Фото из личного архива Александра Колесникова

IMG_7280.JPG