Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Планирую будущее

Grad!ent: «Музыкальная индустрия убивает музыку!»

Grad!ent: «Музыкальная индустрия убивает музыку!»

Grad!ent, или Александр Зоткин, — российский инди-исполнитель из Ростова-на-Дону, студент мехмата ЮФУ. Делает музыку в жанрах поп, альтернатива. Начал свою карьеру в 2018 году, выкладывая на YouTube песни собственного сочинения. К 2024-му сингл «Бог» набрал более 4,7 млн прослушиваний. Сегодня на музыкальных площадках можно послушать альбомы «Нуар» и «Градиент» и синглы «Немое кино», «Абьюз» и «Зависть».

Наш корреспондент побеседовал с Александром Зоткиным о музыкальной карьере, создании хитов и современных трендах.

«Музыка — это по факту математика, переделанная в звук»

— Александр, как понял, что музыка — это твоё?

— Я всегда смотрел на своих кумиров (говоря о музыкальных исполнителях) и понимал, что их музыка составляет большую часть их личности, буквально отражает их душу. Поэтому я тоже хотел чего-то такого, что могло бы рассказать обо мне и моей жизни лучше обычных слов. Кроме того, я хочу оставить после себя какую-то память. Хочу быть причастным к миру искусства, культуры и создавать то, в чём люди смогут увидеть для себя нечто особенное.

— Каких исполнителей ты слушаешь, кто оказал на тебя влияние?

— Мои музыкальные предпочтения не сильно менялись на протяжении всей жизни, поэтому среди любимых жанров всё ещё находится английская, британская, американская альтернатива, инди-рок, инди, инди-поп. Больше всего я люблю именно женский вокал, и в разные периоды моей жизни любимыми исполнительницами были разные женщины. На данный момент это Florence and the Machine, Taylor Swift, Marina and The Diamonds, Caroline Polachek. Если говорить о мужском вокале, то тут мои фавориты Coldplay и Justin Timberlake (в своё время). Данные исполнители внесли свой вклад в звучание и написание песен. Я смотрю на то, как они пишут свои песни, и учусь у них.

Прослушивание музыки стало для меня не просто наслаждением, а способом совершенствования техники. Так, наблюдая и анализируя текст песен, их звучание, комбинацию различных музыкальных инструментов, я вдохновляюсь.

Вообще, я стараюсь слушать разных исполнителей и разные жанры, чтобы не быть в стагнации. Например, люблю джаз, а это сложная музыка, чтобы услышать новые приёмы. Мне нравится Эми Уайнхаус, Нэнси Синатра. Сейчас я открыл для себя нового исполнителя — Hozier. Слушая его работы, я понимаю, какую музыку хочу создавать в ближайшем будущем.

У тебя есть музыкальное образование. Пригодилось?

— Есть. И как человек, закончивший музыкальную школу, считаю, что она нужна. С ней как минимум проще понимать, как работает музыка, потому что музыка — это система. Это по факту математика, переделанная в звук. И в музыкальной школе тебе рассказывают, как она работает (конечно, иногда окольными путями), хотя бы на базовом уровне. Оттуда вынес много знаний, потом уже и трансформировал их под себя. Поэтому и считаю, что музыкальная школа нужна каждому музыканту. Если не она, то хотя бы самообразование в этом направлении.

Какая любимая песня из тех, что есть?

— Любовь к своей музыке очень относительна, динамична. Ты становишься взрослее и понимаешь, что то, о чём ты пел раньше, больше не актуально для тебя. Соответственно, то, что ты делал раньше, тоже теряет для тебя ценность. На данный момент мои любимые песни — «Время» и «Немое кино». Но все свои песни я люблю по-отечески, даже самая плохая моя песня — это всё ещё часть меня. Я точно знаю свою самую плохую песню, которую терпеть не могу. Это песня «Прошлая жизнь», она очень унылая, драматичная, плаксивая. Песня о моём юношестве, лет 5-6 назад. Это та песня, которую я бы не хотел выпускать, если бы делал это сегодня.

— Не возникало ли желания собрать группу?

— Для выступлений очень хочу и обязательно это сделаю. Что касается собрания группы именно для создания музыки, здесь я бы хотел оставить за собой исключительное право в написании песен, мне нравится этим заниматься, это прям моё. Мне очень тяжело разделять с кем-то этот процесс, потому что он очень личный и очень энергозатратный. Я, правда, не понимаю, как можно с кем-то это разделять. Но, может, в будущем найду «своих людей», и тогда можно будет собрать группу и вместе писать песни.

photo_2024-05-14_11-24-45.jpg

«Кто-то покупает себе шмотки, а я оборудование»

— Где берёшь инструментал к своим трекам?

— Я пишу его сам. Когда только начинал, понял, насколько дорого обращаться к кому-то. Кроме того, это может негативно повлиять на качество, потому что люди работают не совсем в том жанре, в котором я бы хотел. Поэтому мне отчасти пришлось, а отчасти и хотелось заниматься инструменталом. Сейчас я дошёл до такого этапа, когда нашёл свой звук. Конечно, я постоянно продолжаю улучшать и видоизменять его, но всё равно — это именно мой звук, и никто не сможет сделать его так, как я. Он такой, какой есть — это часть отражения меня. Песня для меня — не просто текст, мелодия и аккорды. Это совокупность аранжировки, инструментала. Совокупность, подчеркивающая определённые моменты, отражающая настроение. И, конечно, это альбом. Я принимаю за единицу музыки именно альбом, для меня он как цельная композиция, некий роман.

— Ты проводил мастер-класс на тему «Как написать хит?». Что там рассказывал, можешь ли дать выжимку с советами начинающим исполнителям?

— Пишите песни структурно. Знайте свой жанр. Изучайте и сохраняете референсы. Узнавайте свою целевую аудиторию. Понимайте, о чём именно вы хотите написать. Осознайте свою глобальную цель написания музыки.

У каждого исполнителя есть какая-то центральная идея, вы тоже должны знать свою. Что именно вы хотите донести до слушателей, когда пишите свою музыку?

Конечно, это малая выжимка из мастер-класса, но основные идеи такие. И самое главное, слушайте много разной музыки, разных жанров и исполнителей.

Структурность музыки, в моём понимании, это один из ключевых элементов, помогающих доносить свою идею до слушателей. Проще говоря это «куплет — припев — куплет — припев — бридж — припев», вот вам и вся песня. Конечно, многие музыканты отходят от такого подхода, в силу их особого видения. Но важно понимать, что мозг человека (слушателя) уже привык к современной музыке и от вашей песни тоже ожидает определённые паттерны. Соответственно, если их не будет, вашу музыку с меньшей вероятностью будут слушать. Поэтому лучше соблюдать структуру и через неё доносить свою идею. Музыку сочиняли до вас тысячи людей и тысячи лет, не нужно придумывать что-то новое, пытаясь изобрести велосипед.

Ещё важный момент, это хук (от английского hook – «крючок»). Конечно, он в большей части относится именно к поп-музыке. Вы, наверное, знакомы с этим словом, хук — это самая запоминающаяся часть песни. Я не научу вас писать хук, потому что и сам не знаю конкретной формулы. Мне кажется, это происходит само по себе, это — инсайт. Опять-таки, слушайте других популярных исполнителей и анализируйте. Это может быть какой-то ритмический рисунок, припев, определённая мелодия. То есть в вашей песне должно быть яркое пятно, которое отпечатается и которое люди будут на протяжении дней, недель вспоминать и напевать. В этом и есть сила поп-музыки.

— Расскажи про дистрибуцию треков. Ты сейчас ищешь лейбл, зачем?

— По поводу лейбла. Начинающему артисту невозможно попасть в лейбл без какой-либо уже выстроенной карьеры, у тебя уже должны быть фанаты, аудитория и ты должен показать миру, что что-то умеешь. Я как раз в этом процессе и нахожусь.

Но важно понимать, что музыка — это бизнес. Рано или поздно я стану его частью, но хочу сделать это с минимальными для себя потерями. Поэтому мне нужно стать «большим человеком», прежде чем вступить в лейбл. У меня есть предложения, я и сам стараюсь искать лейблы, но пока не нахожу точек соприкосновения относительно бизнес-стратегий. Поэтому вопрос с лейблом перманентно висит надо мной. Для меня в лейбле очень важно, чтобы он занимался с похожими на тебя артистами, с похожей музыкой и идеями. Например, если в лейбле будут только рэперы (рэп – это ок), то для меня это не релевантно. К тому же у нас разные целевые аудитории.

photo_2024-05-14_11-24-47.jpg

— Как научился пользоваться музыкальными программами?

— Естественно, я учился по видосам на ютубе, по разным курсам в интернете, даже ходил на очные курсы в Ростове. Читал много литературы по звукорежиссуре, по написанию песен и просто про поп-культуру и музыкальную индустрию. До сих пор стараюсь находить и читать что-то новое и интересное. Сейчас вот купил книгу «Звукорежиссер души», это что-то новое для меня.

Fruity loops или Ableton?

— Я, как и многие, начинал в Fl. Действительно хорошая программа для старта, очень понятная. Но со временем я понял, что Fl – ограниченная программа, функционал в некоторых местах неудобный. Поэтому далее я перешел в Ableton. Конечно, эта программа удобнее той же Fl. И если выбирать между ними двумя, я выберу именно Ableton, но для новичков он сложный. Кстати, «Бог» написан в нём («Секрет» тоже), а более старые песни — в FL.

Сейчас я осознаю, что некоторые моменты в Abletone меня не устраивают, поэтому я перешёл (и, думаю, останусь уже) на Cubase. Это уже такая бумерская программа, но для меня она во всём оказалась просто лучшей, хотя довольно часто вылетает. В Cubase я могу сделать абсолютно всё, больше всего люблю его за «редакцию вокала», здесь инструмент питчинга вокала максимально удобный по сравнению с теми же Fl и Abletone. Я до сих пор в восторге от Cubase и вообще могу долго его рекламировать. Весь «нуар» я написал именно в нём, будущие песни также планирую писать здесь. Но иногда ещё поглядываю в сторону Pro Tools, круче этой программы уже в индустрии нет. Cubase тоже бесит своей производительностью, вылетами, зависаниями, но этими грешит абсолютно каждая программа.

— Что лучше — записывать треки на студии или собрать свою студию?

— Для меня здесь нет правильного ответа. У многих известных продюсеров есть своя домашняя студия. например, тот же Джек Антонофф, который работает с Lana Del Ray, Taylor Swift очень многие композиции записывал именно в своей домашней студии. В этом есть определённый символизм. Твой дом — это место твоей силы, твоего вдохновения. Здесь ты можешь проводить часы и дни, доводя до идеала свою музыку. Если говорить о студии, то, конечно, стоит понимать ограниченность времени, поэтому ты не можешь настолько сильно повлиять на результат. Поэтому я бы отдавал предпочтение именно домашней студии, но это также накладывает на тебя определённую ответственность, так как ты должен учиться звукорежиссуре.

На протяжении пяти лет я собирал свою студию, но сейчас хочу её постепенно обновлять, приобрести микрофон с более лучшими характеристиками. Кто-то покупает себе шмотки, а я вот оборудование. И этот процесс бесконечный.

Как разобраться начинающему музыканту во всём этом обилии информации?

— Зависит от уровня. Если вы начинающий музыкант, то смотрите все материалы, которые вам доступны. Смотрите видео на YouTube, разбирайтесь в аппаратуре, изучайте разные плагины и как вообще работает звук. Ищите любую информацию, вы должны смотреть и слушать много всего, чтобы для себя понять, где правда.

Потому что разные люди делают музыку по-разному, музыка субъективна.

Если у вас уже средний или высокий уровень звукорежиссуры, то могу посоветовать канал Александра Цыплухина. Он очень интересно рассказывает именно о тонкостях звукорежиссуры, сведения, не об общих планах. Но его нужно смотреть под настроение, потому что он рассказывает иногда подробности дотошно и досконально.

Ещё могу посоветовать сайт Mix with the masters, где популярные продюсеры рассказывают, как они делали те или иные песни (в том числе и Джек Антонофф).

photo_2024-05-14_11-24-54.jpg

Выступление с «Непоющими»

Про Земфиру*, Монеточку* и Аллу Пугачёву

— Согласен ли ты с высказыванием: «Идея написать структурную песню — это желание угодить трендам?»

— Структурность песни — это не тренд. Она закладывалась 1000 лет. Структурность музыки — это про психику человека. Когда ты пишешь музыку, ты должен повлиять на человека, на его эмоции, а структурность просто помогает тебе в этом.

Тренды же — про капитализм и влияние поп-культуры. Сейчас идёт тренд на TikTok песни. Что такое TikTok песни? Это очень короткие песни, в которых сразу же слышится хук, под который можно снять какой-нибудь видосик.

— Правда ли, что музыкальная индустрия негативно влияет на музыку?

— Мне не нравится, куда движется музыкальная индустрия. Во-первых, музыка очень сильно сокращается, в том числе из-за «клипового» мышления, из-за тик-тока. Музыка становится короче двух минут и её цель — заработок. Всё чаще исполнители выпускают именно синглы, чтобы выстрелить, получить какой-то мимолётный успех. Люди забыли о том, как это — делать музыку, выпуская альбомы, как в тех же 2000-х. А ведь альбом — это целая история, которую можно рассказать через несколько песен.

Кто делает качественную музыку на Руси?

— Ответ может вас удивить, потому что он состоит из нескольких частей. Я считаю, что русская музыка, к сожалению, деградировала за последние десятилетия. Это можно проследить по трендам, потому что музыканты A+, самые крупные, подвержены им: они пишут однотипную бессмысленную музыку, чтобы зарабатывать на этом деньги. Мне это не нравится. Если говорить о хороших музыкантах и тех, которые мне нравятся, которых я слушаю, то это Монеточка*. Люблю её невероятные тексты, то, как она обращается с русским языком — словно он пластилин. Я слушаю её и поражаюсь, иногда кажется, что она делает такие простые вещи, но, точнее, она делает сложные строчки простыми.

Земфира*, кстати, любительница неструктурности, в её песнях много ломаных ритмов, но у неё есть видение, а ещё она тоже аскетична. У неё есть идея, она знает, что хочет донести через музыку до своих слушателей. Это очень ценно. Когда ты слышишь имя «Земфира», ты сразу представляешь, кто это и «о чём» она. Третий человек, который пришёл мне на ум, это Алла Пугачева. Хотя многие песни она писала не сама, у неё не отнять её харизму, а её музыка актуальна и спустя десятилетия. Мы их слышим и мы их знаем. Я слушал многие её песни прям осознанно, действительно, очень интересные и глубокие. Не кидайте в меня камнями, пожалуйста, но я считаю, что Алла Пугачева внесла большой вклад в русскую музыку.

Однако ещё скажу, что у нас в России много альтернативных артистов, которые делают хорошую музыку, просто я о них не знаю. У нас сцена большая альтернативная, но доступа в массы, как в других странах, у нас нет, всё занято одними и теми же людьми, это плохо. Но людей, которые делают хорошую музыку, много. Например, «Градиент» (улыбается).

Музыка в ЮФУ

«Золотой голос» в ЮФУ. Сколько участвовал там раз, как это было? Дало ли тебе это что-нибудь?

— В «Золотом голосе» я участвовал, наверное, дважды, один раз даже занял третье место. И для себя я понял, что эта площадка не для меня, я должен двигаться куда-то дальше и выше, потому что «ЗГ» ничего мне не даст, даже удовлетворения в случае выигрыша. Может, прозвучит самовлюблённо, но я чувствую, что нахожусь на другом уровне, уровне чего-то авторского (хотя я на нём давно, у меня два альбома), и мне хочется идти дальше. Что мне дал конкурс? Он подарил мне интересные знакомства, больше ничего.

Ты занимаешься в «Непоющих»? Как давно? Почему?

— В «Непоющих», наверное, с первого курса, то есть около четырёх лет. Я люблю этот коллектив, потому что мы действительно занимаемся там искусством, творчеством. Это удивительное собрание людей с которыми мне очень комфортно, мы делаем то, что мы считаем нужным, не обращая внимание на тренды, которые заставляют под что-то подстраиваться. И вообще, музыкальная индустрия убивает музыку! Это удивительный, несравненный, замечательный, прекраснейший коллектив, очень глубокий и душевный. Поэтому, уважаемые читатели, советую вам приходить, ничего не бояться. «Жизнь одна, кайфуйте!»

Самое запоминающееся выступление?

— Выступление в клубе на день рождения SFEDUMEDIA. Я пока что не провожу сольные концерты, хотя очень хочется (Спойлер: в этом году я сделаю всё возможное). И это выступление в клубе с сетом моих песен дало мне живой фидбек, в отличие от фидбека из интернета, потому что я всё ещё остаюсь именно «интернет-персонажем».

photo_2024-05-14_11-24-52.jpg

Афиша студенческой весны

Цена популярности: фанаты и хейтеры

— Твой клип на песню «Бог» собрал 4,4 млн просмотров. На «Яндекс музыке» — более 200 тысяч прослушиваний в месяц. Какие чувства ты испытываешь по этому поводу? Платят ли площадки за прослушивания?

— Я совру, если скажу, что ничего не чувствую по этому поводу. Это удивительный парадокс, какое-то стечение обстоятельств, что людям настолько понравилась эта песня и она «залетела» (не люблю эти модные слова из тик-тока). Люди узнали обо мне, о моей музыке и появился какой-то фандом, фан-база. Конечно, это не может не радовать. Но, с другой стороны, я не любитель краткосрочной популярности и побед. Я понимал, что «Бог» выстрелил, но мне нужно просто дальше делать музыку. Это не значит, что нужно делать такие же песни, чтобы и они выстрелили, как эта, я просто хочу делать то, что делаю. У меня есть план, условно план моей музыки, но нет конечной цели, есть только этот путь. «Бог» — это яркая часть этого пути, но я не могу сказать, что ключевая.

Платят ли за прослушивания? Действительно, платят. Не было бы музыки, если бы не было капитализма, к сожалению. Сколько именно платят, зависит от количества прослушиваний, от площадки. Больше всего платит Spotify, такой вот инсайд, например, одно прослушивание стоит 1/10 рубля и так складывается некоторая сумма.

— Есть ли хейтеры? Как относишься к ним?

— Основная цель творчества — это нести какую-то эмоцию. Хейт — это сильнее, чем любовь, как по мне. Если у тебя есть хейтеры, значит, они настолько много эмоций тратят на тебя и твоё творчество, что даже готовы тебе это высказать. Поэтому это ценно. Карьера не должна строиться на одном только хейте, это уже кривая дорожка, но хейт — это тоже часть пути. С хейтерами я встречаюсь редко, хотя они и есть. Например, какие-то странные комментарии, но это их мнение. Я свою музыку создаю для тех людей, которые разделяют мою точку зрения и вообще взгляды на жизнь. Как поет великая Тейлор Свифт:

«the haters gonna hate, hate, hate, hate, hate

Baby, I'm just gonna shake, shake, shake, shake, shake

I shake it off, I shake it off».

По поводу хейтеров, когда они выливают на тебя свой негатив, они, возможно, так облегчают себе жизнь. Люди не ощущают свою ответственность за сказанное в интернете, так может сделать любой. Поэтому ценность слов хейтеров теряется. Принимать это близко к сердцу не стоит, в мире достаточно плохих людей. Лучше слушать своё окружение, а не рандомных людей из интернета.

— Узнают ли фанаты на улицах? Случались ли забавные ситуации?

— Да, что для меня удивительно, хотя я и вижу, что имею определённую долю популярности. Ко мне подходят, просят автографы, с улыбками и фразами: «Мы любим твою музыку, спасибо тебе». Очень многие пишут, иногда и такое: «Я послушал/а твой трек «абьюз» и принял/а решение расстаться со своим партнёром». И это круто, что у меня получается что-то донести до людей. Почему меня удивляет такое внимание? Я выбрал вести достаточно аскетичный и закрытый образ жизни, стиль поведения в том числе и своей аудиторией. Я выпускаю музыку, а потом ухожу в себя и вообще пропадаю, оставляя людям только свои песни. Но мне нравится такой подход, есть в этом элемент загадки. Да и если музыка будет хорошей, то популярность придёт сама по себе.

Возвращаясь к аскетизму, я не стараюсь быть «нитакусей», мне действительно нравится такой образ жизни. Я бесконечно ухожу в себя, чтобы понять какой-то смысл жизни. У меня был длительный период, около полутора лет, когда я просто днями и часами не понимал, что происходит (да я до сих пор не понимаю), в чём смысл жизни. Я спрашивал себя, зачем я живу, каков мой путь и где конечная остановка. Поэтому аскетичность — это основа моей жизни, которая проявляется и в музыке.

photo_2024-05-14_11-24-56.jpg

Выступление с «Непоющими» 

«Работа должна приносить доход, который я смогу тратить на музыку»

— Есть ли любимые занятия кроме музыки?

— Я всеми силами стараюсь находить для себя интересные темы и улучшать свой словарный запас, чтобы писать еще более сложные и осмысленные тексты.

Поэтому сейчас я часто обращаюсь к литературе, на данный момент я читаю «Графа Монте Кристо» Александра Дюма и «Лолиту» Набокова. «Лолиту» я давно хотел прочитать, мне было интересно узнать, почему это произведение считают великим, кроме того, оно очень сложно написано. Стараюсь найти свой путь и каждый день думаю о новых песнях и новом альбоме. Серьёзно, каждый день я собираю этот сложный пазл у себя в голове.

— Что планируешь делать в ближайшее время?

— Я для себя как-то решил, что вся моя жизнь будет крутиться относительно одной цели. Это написание альбомов, создание музыки и построение своей карьеры. Моя ближайшая остановка — написать новый альбом. Это в процессе. В этом плане я не хочу себя торопить, это должно занять столько времени, сколько этого потребуется. Я понимаю, что мы живём в век потребления, но я лучше выпущу качественный продукт за большой промежуток времени, чем много и некачественно. Написание музыки, альбома и перманентный поиск себя.

Ты учишься на мехмате, будешь ли работать по профессии? Почему не поступил на звукорежиссуру?

— Жизненный план такой: основная работа должна приносить доход, который я смогу тратить на музыку, поэтому я выбрал программирование. С профессией программиста можно чувствовать себя более спокойным, как по мне. Хотя мне хотелось бы получить образование звукорежиссёра, но в долгосрочной перспективе это менее выгодно. В любом случае этот момент я могу наверстать с помощью самообразования, курсов, которые делают выжимку из академического образования.

— Что бы ты мог себе посоветовать, если бы вернулся назад, к началу пути?

— У меня здесь нет какого-то ответа, потому что я не ощущаю, что в процессе этого пути где-то жёстко накосячил. Конечно, я бы мог что-то исправить, изменить, но считаю, что пока что мой путь идёт достаточно гладко. Я бы посоветовал себе до конца верить в себя. Это единственное, что у нас есть. Вера в себя — это двигатель прогресса.

— В чём секрет счастья?

— Делать то, что ты любишь и хочешь. Это как вопрос: «В чём сила, брат»? Сила — в искусстве, в том, что ты любишь делать.

Оля УГЛОВА

Фото из личного архива Александра Зоткина

 * Признаны Минюстом РФ иноагентами.