От страниц к экрану: пять новых фильмов по классическим произведениям
Каждый год на экранах появляются тысячи новых фильмов и сериалов, но среди бесконечного потока новинок киноиндустрии картины, основанные на классике литературы, представляют особый интерес для каждого киномана. Что же интересного вышло в этом году?
«Граф Монте-Кристо»
Премьера экранизации небезызвестного одноименного романа Александра Дюма в России состоялась 19 сентября 2024 года. Сценаристами и режиссёрами фильма стали французы Матье Делапорт и Александр де Ла Пательер, главную роль сыграл Пьер Нинэ.
В центре сюжета моряк 19-летний Эдмон Дантес. Возвращающегося из плавания юношу в Марселе ждёт возлюбленная Мерседес, совсем скоро должно состояться венчание. Однако планам не суждено сбыться. Прямо во время церемонии венчания в церкви Эдмон был задержан и обвинен в бонапартизме. Невиновного главного героя без суда сажают в тюрьму, где он знакомится с аббатом Фариа, открывшим ему тайну клада острова Монтекристо. Эдмон Дантес сбегает из тюрьмы только через 14 лет заключения. Ему удается завладеть сокровищами. Эдмон становится графом Монте-Кристо, главная цель которого — месть.
Французская экранизация собрала неоднозначные отзывы критиков. Но в известном онлайн-кинотеатре «Кинопоиск» картину оценили на 8.1/10.
— Фильм достаточно длинный, почти три часа, следовательно, сюжет был передан подробно, но без сокращений всё-таки не обошлось, а в некоторых моментах был изменен сюжет. Мне понравилась игра большинства актёров, их образы, звук, работа операторов. Непонятным для меня остаётся, почему герой надевает маску в момент отмщения. Мне показалось, что это было показано весьма нереалистично. Главный герой в целом недоработан, у него будто нет желания помочь другим, как это было в книге. Из-за ограничения по времени фильм динамичный, но утеряны некоторые глубокие размышления, которые есть в книге Александра Дюма, — прокомментировала фильм второкурсница Анна Ефимченко.
«Преступление и наказание»
О том, что российский режиссер Владимир Мирзоев, за плечами которого небезызвестный фильм «Топи», собирается экранизировать в виде сериала великий роман Фёдора Достоевского, стало известно еще в феврале 2022 года. Тогда режиссёр поделился планами осовременить произведение. Публика приняла это заявление неоднозначно, но после того как стали известны актёры, оттаяла и принялась ждать выхода первых серий. Родиона Раскольникова сыграл Иван Янковский, роль Сони Мармеладовой досталась Алёне Михайловой. Премьера состоялась 2 ноября.
Знакомый ещё со школы сюжет: бедный безработный студент, движимый идеей проверить на себе теорию о делении людей на право имеющих и тварях дрожащих, убивает старуху и, пройдя через муки совести, раскаивается. Однако есть и отличительные черты. Старуха теперь «микрокредиторша», главный герой разгуливает со смартфоном и закупается перед преступлением в обычном супермаркете.
На сериал обрушилось много критики. В особенности зрителей смутила манера речи героев, которая так и не была осовременена. На «Кинопоиске» оценка совсем неутешительная — 5.7/10. Но, возможно, всё ещё изменится после выхода заключительных серий.
— Посмотрел полторы серии, и продолжать больше не хочется. Смотреть это мучительно. Из всех персонажей лишь Алёна Ивановна узнаваема. Остальные имеют те же имена, что и у Достоевского, и даже произносят написанные им слова, но сам писатель и его роман, с его глубокой проблематикой, в сериале отсутствуют. Есть надежда, что развязка сможет спасти сериал, но пока что желания продолжать смотреть это «произведение» нет, — пожаловался первокурсник Иван Столбов.
«Онегин»
Одна из самых ожидаемых кинокартин 2024 года. Режиссером фильма стал Сарик Андреасян, ещё недавно выпустивший прогремевший в соцсетях и СМИ сериал «Чикатило». Премьера экранизации состоялась 7 марта и сразу же привела в кинотеатры сотни тысяч поклонников романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.
Экранизация придерживается оригинального сюжета романа. Даже съёмки проводились в местах, о которых предположительно писал сам великий поэт и где сам бывал. Евгений Онегин, избалованный городскими развлечениями, балами и приёмами, находит в болезни дяди повод уехать из столицы. Приехав в имение, Евгений узнаёт, что родственник уже ушёл из жизни. В наследство Онегин получает имение, в котором остается жить, наслаждаясь одиночеством. Но вскоре из-за границы возвращается Ленский, который заводит дружбу с Евгением и знакомит его с сестрами Татьяной и Ольгой Лариными.
Пресытившегося светской жизнью Евгения Онегина сыграл Виктор Добронравов, а роль мечтательной и романтичной Татьяны Лариной досталась Лизе Моряк. Отзывы фильм получил неоднозначные, но оценка на «Кинопоиске» неплохая — 7.4/10.
— Как большая поклонница романа «Евгений Онегин» я разочарована в новой экранизации. Фильм неплохой, но подбор актёров испортил впечатление. Не совсем понятно, почему в роли Онегина, Татьяны и Ленского выбраны актёры чуть ли не в два раза старше героев из романа. Из-за этого Татьяна, например, воспринималась уже не как юная 17-летняя девушка, а как 30-летняя зрелая женщина. Единственное, что вызывало восхищение на протяжении всего просмотра — это колоритные пейзажи, декорации и костюмы актёров, — рассказала одиннадцатиклассница Снежанна Леонова.
«Мастер и Маргарита»
Пожалуй, самый нашумевший фильм 2024 года, о котором слышали все. «Мастер и Маргарита» — драматический фильм режиссёра Михаила Локшина по мотивам одноимённого романа Михаила Булгакова. На большие экраны картина вышла 25 января.
Главное, на что стоит обратить внимание, фильм снят именно по мотивам классического романа. Сюжет хоть и пересекается с книгой, но не повторяет оригинальный. Действие всё так же происходит в Москве в 1930-е годы. Известный драматург теряет место в союзе литераторов, а спектакли по его пьесе отменяются. Причина этого — обвинение в антисоветчине. Но лучом света в разрушающемся мире главного героя становится Маргарита. Она вдохновляет его на написание нового романа, героями которого становятся окружающие люди. До самого конца фильм как будто играет со зрителем, не давая до конца быть уверенным в реальности происходящих событий.
Главные роли сыграли Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Особенно зрителям запомнился немецкий актёр, исполнивший роль Воланда, — Аугуст Диль, ранее снимавшийся во многих знаменитых картинах, в том числе в «Бесславных ублюдках».
Не всем зрителям понравилась такая вольная интерпретация сюжета, но в основном отзывы были положительные. На «Кинопоиске» рейтинг фильма 7.7/10.
— Мне понравилось, что создателям фильма удалось за два часа передать суть такого огромного произведения. Несмотря на то, что произведение такое большое и там было очень много событий, режиссёрам удалось это сделать, и они большие молодцы. Фильм просто пушка. Ну, уход от канона, я думаю, есть в любом фильме, так и должно быть, по-другому качественно перенести сюжет с бумаги на экран невозможно. Мне понравилась такая переработка, — поделилась впечатлениями первокурсница Виктория Романова.
«Сто лет тому вперед»
В кинопрокат фильм вышел 18 апреля 2024 года. Это фантастическая кинокартина режиссера Александра Андрющенко снята по мотивам одноименной повести Кира Булычева. Главных героев, Алису Селезнёву и Колю Герасимова, сыграли Дарья Верещагина и Марк Эйдельштейн. Роли злодеев, Весельчака У и Глота исполнили Александр Петров и Юрий Борисов.
События фильма происходят в Москве разных времен. Коля Герасимов — из 2024 года, а Алиса — из 2124 года. Коля — обычный школьник. Однако одна невероятная находка переворачивает его жизнь с ног на голову. Она же приводит к встрече с Алисой. Вместе они отправляются в путешествие, борются со злом и открывают тайны прошлого (или будущего, кто знает).
Этот фильм более «отдыхающий» и, наверное, самый лёгкий в нашей подборке. Современная переработка нравится не всем, но фильм собрал в основном положительные отзывы. Рейтинг на «Кинопоиске» — 7.3/10.
— С точки зрения отечественной фантастики, это действительно впечатляющее произведение. Всё выполнено качественно, актёры показали себя на высоте. Особенно хочется отметить монтаж и хорошие спецэффекты. Правда, иногда возникало ощущение пустоты. Фильм длится почти два с половиной часа, но одни и те же вещи объясняют по несколько раз. Из-за этого чувство затянутости. Тем не менее, для отечественного кино это определённо прорыв, — отметила второкурсница Анастасия Дурнева.
София КУПЧЕНКО