Панки, хой! Сибирская контркультура: от «хулиганов» до философии
2 апреля студенты ИФЖиМКК с головой погрузились бунтарско-хулиганскую атмосферу на открытом заседании СНО «Отечественная контркультура: опыт и перспективы междисциплинарного исследования. Ростовский самиздат, журнал "Ура бум-бум" и другие».
Просвещал аудиторию Аркадий Кузнецов, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью, а темой его доклада была монография «Западносибирская контркультура 1980-1990-х годов как социокультурный феномен». Если вы думаете, что сибирский панк — это просто кучка лохматых чуваков, орущих матерные песни и пьющих огненную воду, то сильно ошибаетесь. На самом деле сибирский панк вылился в целую культурную революцию, перевернувшую сознание многих людей в 90-х годах 20 века.
Аркадий Кузнецов
Сибирский панк: больше, чем просто музыка
Монография была выпущена в ноябре 2023 года и родилась из наработок диссертации, которую Аркадий Вячеславович начал писать в ТюмГУ. Книга — это результат многолетнего исследования сибирского панк-движения.
— Появилась идея взглянуть на это явление, сибирский панк, шире. Ну что такое сибирский панк? Кучка хулиганов, плохо выглядящих, плохо пахнущих, поющих матершинные песни. С этим никак нельзя идти в философию. В философию надо идти с какими-то глобальными концептами. И вот одним из таких глобальных концептов стал концепт контркультуры, — рассказывает автор.
Янка Дягилева
Контркультура зародилась в 60-х годах 20 века в США и Западной Европе. Само название «контркультура» появилось именно в этот период, обозначая ряд движений, противостоящее общепринятым нормам и ценностям. В СССР идеи контркультуры постепенно проникали, адаптируясь к местной специфике.
— Идея монографии — показать, что мы — часть мирового культурного процесса, который начался в западных странах, был определённым образом воспринят в Советском Союзе и трансформировался в итоге в то, что стало называться «сибирский панк». Мы решили исследовать то, что происходило в Западной Сибири, а именно в трёх крупных городах: Новосибирске, Омске и Тюмени», — добавил Аркадий Кузнецов. — Это явление стало настоящей культурной революцией, перевернувшей сознание многих людей.
Зародившись в советских реалиях 80-х годах, контркультурное движение быстро завоевало сердца молодежи. «Гражданская оборона», Янка Дягилева — это не просто музыка, это символы целого поколения. Влияние западносибирского панка нашло отражение не только в России. Песни «Гражданской обороны» и Янки Дягилевой даже открывали Эдинбургский фестиваль искусств 2014 года.
По словам Кузнецова, контркультура, зародившаяся в середине 20 века, завершила своё существование к концу 90-х годов 20 века, и не где-нибудь, а именно на территории России.
— Существует некий временной лаг между культурными явлениями, которые происходят в западной цивилизации, свойственные её среде, и этими же явлениями, которые принимаются уже людьми на территории нашей страны.
Вместо контркультуры на первый план выходят субкультурные феномены. Объединить людей теперь может любовь к конкретному фильму, музыкальной группе или даже к розовым бабочкам.
«Ура Бум-Бум!», «Пекин Роу-Роу»: ростовский андеграунд в лицах и проектах
А ещё на СНО мы познакомились с Мирославом Немировым, одним из основателей сибирского панка («Гражданская оборона», «Инструкция по выживанию» ).
Немиров — легенда российского и ростовского андеграунда. Он был создателем «Ростовского рок-клуба» и арт-группы «Искусство или смерть», известной своими провокационными акциями. Так, однажды одна из выставок прошла прямо в стенах общественного туалета, что создало контраст между высоким искусством и «низкой» атмосферой места выставки. Из арт-группы выросла и музыкальная группа «Пекин Роу-Роу». В 1989 году её основал поэт и музыкант Сергей Тимофеев.
Был и Валерий Кошляков — участник арт-группы «Искусство или смерть» и один из самых известных современных художников России. Его картины дважды открывали Венецианское биеннале, что является высшим признанием в мире искусства.
И, конечно же, самиздат. Журнал «Ура Бум-Бум!» — это голос ростовского андеграунда, который давал возможность молодым авторам выражать свои идеи и взгляды.
В общем, на СНО было жарко, интересно и познавательно. Панк-рок жив!
Иван СИЗОНЕНКО
Фото Юлии ТИТОРЕНКО и из архива групп