Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Творю

Егор Афонин, группа «СТРИО»: «Хорошего музыканта отличает умение жить»

Егор Афонин, группа «СТРИО»: «Хорошего музыканта отличает умение жить»

Самоделка ЮФУ часто становится отправной точкой для тех, кто хочет продолжить свой путь в творческой сфере. Студенческая креативная жизнь — отличная возможность для саморазвития и изучения своих сильных и слабых сторон. Это и первое знакомство со сценой, и работа в команде над крупными проектами, такими как «Студенческая весна», и, возможно, начало долгой и яркой истории. Егор Афонин — один из тех, кто не остановился после окончания университета и продолжил заниматься своим любимым делом. Он участник двух музыкальных групп — «дорогадалеко» и «СТРИО». Сегодня мы узнаем историю второго инди-проекта и поговорим о творческом пути Егора.

— Егор, привет! Расскажи, как ты пришёл в музыку? Что повлияло на твоё решение стать артистом?

— Я пришёл в музыку давно, очень давно. Мне было шесть лет, когда родители отдали меня учиться игре на фортепиано к потрясающему учителю Наталье Ивановне Зайцевой в детскую музыкальную школу имени М. М. Ипполитова-Иванова. Наталья Ивановна была очень строгой, требовательной и при этом справедливой. Она учила не только музыке, но и жизни, тому, как нужно относиться к трудностям, потому что действительно было трудно. В пятом классе я хотел уйти. Родители переубеждали меня, как и Наталья Ивановна. Она сказала: «Ты, конечно, можешь уйти сейчас, но подумай, не будет ли потом тебе жаль, ведь ты мог бы перебороть себя и получить достойное семилетнее музыкальное образование». Суть в том, что иногда нужно собраться и просто взять себя в руки. Я до сих пор пользуюсь этим принципом, поскольку сейчас всё своё время посвящаю работе. Главное — ничего не ждать, а просто делать. Большая цель определяет яркость жизни. Определяет тебя и твои поступки: вот на что способна мечта. Сколько времени займёт путь к ней — неизвестно. Поэтому так важно уметь преодолевать различные преграды.

Про желание стать артистом – хороший вопрос. Потому что как будто бы нет. Я люблю выступать на сцене, но не мечтал именно об этом. Главное, ради чего я всем этим занимаюсь, — музыка. Что для меня она значит? Во-первых, это терапия, самолечение. Через музыку ты можешь всё бессознательное, всё, что в тебе копится, выплеснуть. Для этого нужно открыться. Необходимо какое-то время, чтобы это получилось, но это действительно полезно. Во-вторых, химия, синергия, которая происходит во время совместной работы. Не объяснить словами, что происходит в тот момент. Ты чувствуешь отдачу от человека, потом полученный заряд энергии направляешь в музыку и позже снова слышишь отдачу. Очень ценю и люблю этот процесс. Потому что я не знаю, где ещё мог бы подобное испытать. То же самое происходит и с живыми выступлениями — круговорот энергии между музыкантом и слушателем. Интересно то, что музыка всегда для каждого индивидуальна. Ты как автор мог писать об одном, а слушатель воспримет это совсем иначе. Поистине универсальный язык.

— Имеет ли значение время, проведённое в самоделке ЮФУ?

— Университет многое дал в моём деле, ведь я нашел здесь своих лучших друзей. Все участники группы «дорогадалеко» — студенты ЮФУ. Самое важное, наверное, — живой опыт выступлений. Мы пробовали разное и много где работали. Например, играли на Российской студенческой весне с легендарной группой «Боярский круг». Это были великие времена, которые только укрепляли мою уверенность в том, что я занимаюсь своим делом. Положительная реакция других людей также подтверждала мысль о том, что нужно продолжать. Вот я и продолжаю.

aphoninegorstrio_2.jpg

— Как ты познакомился с другими участниками «СТРИО»?

— Знакомство с Настей и Глебом – одно из главных открытий. Возможно, единственный раз за всю историю РСВ проводился музыкальный форум в Казани в 2021 году. Это был декабрь очень трудного для меня года. Я должен был закончить множество сложных лабораторных работ в магистратуре. В то же время я узнал о музыкальном кэмпе от РСВ, и встал выбор между учёбой и поездкой. Для меня это была невероятная возможность, поэтому выбрал второе и не пожалел. Уже в Казани, во время распределения, меня, Настю и Глеба назвали странными и объединили в одну команду. Отсюда и родилось название группы: трое участников — трио, а буква «с» стало сокращением «странные». Так получилось «СТРИО». Судьба свела нас с ребятами, и мы начали вместе работать. Пять дней подряд по 12 часов мы создавали музыку. Часто не хватало оборудования на все команды, что усложняло процесс. Итогом нашей коллаборации стала победа на форуме с треком «Не догнать». Через полгода мы его выпустили и с тех пор не останавливаемся. Я рад, что всё-таки мы нашли в себе силы на этот шаг. Большая часть музыкального материала с подобных мероприятий не доходит до релиза. Однако я всегда верил, что наш проект действительно что-то сильное и самобытное. Интересно и то, что мы не слишком похожи друг на друга. Наверное, из-за этого родилась такая эклектика, смесь жанров, которую вы можете слышать в наших песнях. Так мы и познакомились. Три участника группы из трёх городов: Ростов-на-Дону, Нижний Новогород и Чебоксары. Потрясающая встреча!

— Сложно ли поддерживать творческий процесс на расстоянии? Как вы распределяете задачи между собой?

— Я работаю программистом и недавно завёл систему отслеживания задач на виртуальной доске для «СТРИО» в кои-то веки, потому что уже пора. Я этим горжусь, но ребята посмеиваются. Здесь лучше расскажу в целом о творческом процессе. Как это у нас происходит? Мы сидим сначала в студии у Насти дома в Нижнем Новгороде. Обсуждаем наше настроение, каждый высказывается. Потом начинаем искать референсы, которые мы позже слушаем. Далее я начинаю накидывать аранжировки или выбираем конкретный инструмент. Оттолкнуться можно вообще от чего угодно. А дальше уже всё идет по накатанной. Вместе мы пишем текст, вместе создаём мелодии. Идеи для сниппетов (коротких рекламных музыкальных роликов) и других промоматериалов мы продумываем тоже вместе. Если говорить про постпродакшн, очень многое делает Настя. Она сильна в сфере визуала — у неё это очень развитая жилка. Глеб всегда предлагает интересные этнические ходы в наших песнях, это человек, который может наши вкусы немного разбавить и направить в ином направлении. Думаю, за счёт этого как раз и получается изюминка «СТРИО». Конечно, непросто, когда вы живёте в разных городах, но мы стараемся. Продолжаем идти вперёд. Если честно, такое ощущение, что у меня теперь не проходит день без обдумывания чего-то касаемо музыки. Столько всего впереди, что у меня нет права останавливаться.

aphoninegorstrio_3.jpg

— Какой твой любимый трек, над которым вы работали? Почему он тебе нравится?

— Трудный вопрос, потому что каждый трек — нечто абсолютно уникальное, разные истории при очень разных обстоятельствах. Я могу поделиться одним забавным фактом из процесса создания нашего второго трека «В бесконечном танце». У нас тогда было этническое настроение и ещё захотелось хип-хопа. Когда песня уже практически была закончена после недели тяжёлой и кропотливой работы, Глеб предложил в конце трека добавить звук чайки — то, чего мы вообще не ожидали. Мы в шутку назвали этот звук «чувашской чайкой». Такая небольшая деталь оказалась значимой. Позже, когда мы после отдыха начали придумывать новую песню и пришло время сохранить файл, я спросил: «Как назовём проект?» Ребята предложили слово «Чайки». В итоге это рабочее наименование, родившееся благодаря песне «В бесконечном танце», стало и финальным названием следующего трека, хотя там нет ни слова о чайках.

— Я слышал, что вы попали в лайн-ап фестиваля «Дикая мята». Как это произошло? Чего вы ждёте от этого события?

— Нас пригласили. Я помню, что, когда ещё вышел «Не догнать», через неделю или две нам внезапно написал Андрей Клюкин — CEO «Дикой Мяты»: «Прекрасный сингл, с уважением, Андрей Клюкин, «Дикая Мята». Мы, конечно, обалдели и продолжили работать. И через два года, когда мы уже выпустили «Дома теплей», он нам пишет снова с предложением об участии. Это смелый ход со стороны Андрея, поскольку у нас не такой большой музыкальный каталог — готово всего восемь песен. Поэтому у нас задача написать ещё несколько треков до «Дикой Мяты». Спасибо ему огромное за то, что верит в наш потенциал, за то, что мы сможем всё преодолеть и дать концерт на 45 минут на фестивале. До сих пор не верится. Мы будем играть живым составом, с крутыми музыкантами — моими друзьями. Хотим сделать хорошо, поэтому поедем весной на три месяца в Москву репетировать программу. Желаем показать себя такой огромной аудитории, заявить о себе и доказать своим примером, что никакое расстояние не будет помехой написанию музыки и тому, что ты действительно хочешь и любишь.

aphoninegorstrio_4.jpg

— Какой совет ты можешь дать молодым ребятам, которые только начинают или планируют свой творческий путь уже вне стен университета?

— Надо понять, для чего вам это нужно? И можете ли вы без этого? Я занимаюсь музыкой, потому что я не могу ей не заниматься. У меня даже нет цели оставить какой-то след в истории. Прежде всего музыка помогает мне жить. И не только мне. Это же замечательно, помогать людям. Я вижу в этом смысл жизни. Самую высокую цель. Прекрасно создавать музыку, делающую жизнь людей легче или ярче, помогающую проживать разнообразные моменты. Безусловно, у каждого есть своя мотивация. Однако если вы можете без этого жить, то я не уверен, что может что-то получиться. Данный путь сложен: тысячу раз будут опускаться руки — тысячу раз придётся вставать. Вы будете много уставать. Очень сильно от себя, от мыслей в голове, от прокручивания песен по кругу. Музыка — не только написание песен. Не только умение играть на инструменте. Хорошего музыканта отличает умение жить, замечая всё, что происходит вокруг тебя. Возможно, это самый основной и сложный навык, который нужно развивать. Останавливаться, замедляться и отпускать нечто поверхностное, что беспокоит тебя каждый день. Нужно быть поэтом в глобальном смысле этого слова. Например, недавно я заметил, как перевёз из одной части города в другую красивый осенний лист, упавший на мой самокат. Даже здесь ты можешь увидеть какую-то метафору, рассказать историю. Человек и чужой поезд, например, который увозит его непонятно куда с осознанием, что с этого поезда уже не сойти. Вот, пожалуйста, уже сразу можно из этого что-то придумать для песни.

И ещё один совет. Я уже говорил: никогда ничего не ждать. Не ждать быстрого результата, потому что ничего не бывает сразу. Конечно, есть место везению и приятным обстоятельствам, но на это не стоит рассчитывать. Нужно сделать очень многое, чтобы попасть в свою аудиторию. Всё придет, но когда — воля судьбы. Не бойтесь работать в других сферах. Мы все занимаемся не только музыкой, и это абсолютно нормально. Потому что путь музыканта только в музыке довольно сложен, но он тоже имеет место. Я, например, не такого склада. Вы можете бросить всё и пытаться зарабатывать своими выступлениями сразу или чем-то ещё. Однако путь к моменту, когда музыка станет тем, что сможет вас обеспечить, очень продолжителен и требует колоссальной работы. Интересной и лечащей работы. Учитесь быть поэтами, ребята. Не бойтесь показывать себя миру, я уверен в уникальности каждого. Конкуренция велика, но долгое время отдачи творческой энергии расставит всё на свои места, я могу это пообещать. Так, упорный труд привёл нас к выступлению на «Дикой мяте» в 2025 году, и это только начало.

Никита ЧУМАК

Фото из личного архива Егора Афонина