Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Студент FOREVER

«Я бы отмотал жизнь назад, чтобы снова прожить этот период»: магистранты ЮФУ о своём студенчестве

«Я бы отмотал жизнь назад, чтобы снова прожить этот период»: магистранты ЮФУ о своём студенчестве

25 января в России отмечают День студента. Этот праздник символизирует значимость этапа, определяющего и важного в жизни каждого человека. Магистранты ЮФУ с радостью поделились с нашим корреспондентом подробностями их собственных студенческих лет. Как правильно распределять своё время? Каковы положительные и отрицательные аспекты студенчества? Что меняется при переходе с одного уровня обучения на другой? Читайте ниже!

— С какими намерениями вы выбирали вашу специальность?

Фади Амирджанов: Я магистр первого курса по направлению «Биотехнология и биоэкспертиза продукции». Занимаюсь научной деятельностью на кафедре генетики Академии биологии и биотехнологии. Бакалавриат окончил на химфаке, на кафедре химии природных и высокомолекулярных соединений. Наверное, может возникнуть вопрос, как меня занесло в АБиБ. Сам не знаю — я положился на судьбу в поисках новых ощущений. И мне повезло обнаружить специальность, в которой нашлось применение моим навыкам химика. Осмелюсь утверждать, что на данный момент ЮФУ выпускает высококвалифицированных биотехнологов, востребованных по всей России, и бэкграунд из полученных на другом направлении знаний — это огромное преимущество.

Фади Амирджанов

Владимир Криченко: Я закончил бакалавриат по направлению «Туризм». Сейчас учусь в двух магистратурах: одна — очная (гостиничный и ресторанный бизнес в Институте туризма, сервиса и креативных индустрий), а вторая — заочная (частное и цифровое право на юридическом факультете). При выборе направлений основывался на своём бакалаврском образовании и желании расширить список компетенций.

Дарина Перепелица: Я начала обучение в бакалавриате на направлении «Механика и математическое моделирование». Я человек, который родился в семье учителей математики и физики, — меня всегда интересовали точные науки, и я точно знала, что хочу поступить на мехмат. И это направление стало соединительной нитью между математикой, физикой и программированием. Золотая середина для меня.

Сейчас продолжаю обучение на программе «Фундаментальная математика, механика и математическое моделирование». Моё мнение — мехмат учит думать. Он прокачивает и выстраивает мозг специфическим образом, что потом помогает в жизни. Например, я после четырёх лет обучения могу запомнить огромные формулы, просто посмотрев на них, так что память тоже тренирует. И я думала, а что если бы мне дали право поступить ещё раз? Я бы снова выбрала мехмат и свою специальность бакалавра. Считаю, что это достойное классическое техническое образование.

Андрей Настабурко: Сейчас я изучаю дизайн, бакалавриат закончил по этой же специальности. Желание заниматься этой деятельностью у меня возникло ещё в детстве. Я всегда интересовался искусством во всех направлениях, мне были интересны жизни деятелей, их творчество. Главной причиной того, что я выбрал именно дизайн, является любовь к кинематографу и желание изучить все его аспекты, получить профессиональные навыки, ведь дизайн также является неотъемлемой частью в индустрии кино.

Виктория Калайда: Сейчас я архитектор на первом курсе магистратуры. Со специальностью у меня в десятом классе были некие душевные терзания. Я хотела быть или архитектором, или военной. Но я понимала, что никогда не уйду из сферы искусства, потому что не смогу жить нормально, если перестану им заниматься и изучать его. Наверное, это тот самый момент, когда ты понимаешь, что это — именно то дело, которым ты хочешь заниматься, которое приносит тебе удовольствие, и ты от него не откажешься ни при каких обстоятельствах. Конечно, вопрос заработка, а также твои сильные стороны — это очень важно, но наилучший вариант — тот, в котором ты можешь найти равновесие во всех аспектах.

— Как по вашим ощущениям, преподаватели к магистрантам относятся иначе, чем к студентам бакалавриата?

Фади Амирджанов: Я бы сказал, что отношение к студентам плавно менялось, начиная с первого курса бакалавриата, и резкого перехода в отношении к студентам ни на одном из этапов обучения не наблюдалось. Могу отметить, что в магистратуре отсутствует воспитательная часть педагогической деятельности, которая ярко выражена в школе и постепенно сходит на «нет» в бакалавриате. В плане лояльности преподавателей всё осталось по-прежнему. Не выполнил работу — не получил баллов. У тех, кто пропускает пары, результаты соответствующие. По такому принципу работают наши преподаватели, и такой подход не отличается от оного на бакалавриате, чему я очень рад. Иначе «корочку» магистра будут получать недостаточно квалифицированные специалисты. Студенты ведь сами решают, как расставлять приоритеты. Для кого-то главное — зарабатывать деньги, а учёба отходит на второй (или вообще последний) план, а кто-то живёт ради красного диплома. Каждый в праве выбирать. Лично я иногда пропускаю пары ради работы, за что, по справедливости, теряю баллы, но мне цвет диплома не важен.

Владимир Криченко: В Институте туризма, сервиса и креативных индустрий преподаватели ведут себя лояльнее, на мой взгляд. Но на юридическом факультете всё довольно строго. В том числе с посещаемостью, поскольку это заочная форма обучения.

photo_2024-01-25_13-30-53.jpg

Владимир Криченко

Дарина Перепелица: На мехмате очень негативно относятся к работающим студентам: «Ты работаешь — работай, студенты должны только учиться, тогда будет толк». Я как староста стараюсь всегда уладить такие конфликтные вопросы, и зачастую преподаватели идут навстречу работающим. Но прогуливать здесь — себе дороже, я бы не советовала, поскольку пропустил пару — ничего не понял, надо разбирать по учебникам/видеоурокам, что может занять гораздо больше времени. Отношение не меняется, ты все так же «студентик». Единственное отличие — в расписании. Мы учимся два дня: среду (семь пар) и четверг (пять пар).

Андрей Настабурко: Конечно, по сравнению с бакалавриатом в магистратуре требуется совсем другой уровень подготовки, приходится формировать научный подход к работе. Конечно, большинство магистрантов, как правило, работает, появляются и другие заботы. Преподаватели относятся лояльно к пропускам, для этого даже был составлен другой график обучения — нас перевели на дистанционный формат, что сильно облегчило нам жизнь.

Виктория Калайда: Сильно меняется. Многие преподаватели понимают, что студентам надо работать, но есть и такие, которые категорично относятся к пропускам. В основном они обосновывают такое отношение тем, что сами в магистратуре не работали и, возможно, их просто обеспечивали родители, потому что жить только на одну стипендию, очень сложно. В большей степени преподаватели всё-таки относятся к магистрам более-менее лояльно и понимающе, но, увы, не всегда. А так, отношения меняются в том плане, что преподаватель себя презентует равным студенту. Конечно, субординация важна, но граница преподаватель — студент немножко стирается, и вы становитесь, можно сказать, коллегами, которые могут и пошутить, и что-то обсудить.

— Взрослая жизнь — это весело? Такой ли вы представляли её в подростковом возрасте?

Фади Амирджанов: Конечно, весело! В детстве я мечтал, как все заработанные деньги буду отдавать за жильё и рис по акции. Мечты сбываются…А если без шуток, то сложно сказать, какой период в жизни весёлый, а какой — нет. Каждый миг для нас, студентов, наполнен широким спектром эмоций. Я думаю, взрослую жизнь можно назвать, скорее, насыщенной. Причём наполняется она впечатлениями как от научной деятельности, так и от личной жизни. И не особо важно, какие это эмоции, а главное, что мы можем их испытывать. Пока нам рутиной не наскучила взрослая жизнь, можно и нужно получать от неё удовольствие.

Владимир Криченко: Взрослая жизнь такая, какой я и представлял, но это так, как есть, со своими взлетами и падениями. И веселье, и невеселье заключается в том, что постоянно возникают какие-то вызовы, вопросы и проблемы. Это уже не такое беззаботное существование, как в детстве.

Дарина Перепелица: Я считаю, что жизнь можно наполнять событиями, независимо от возраста. Когда я была подростком, моим пределом мечтаний было купить какую-то крутую книжку или пойти на концерт. В таком возрасте ты особо не заработал бы в моё время: разве что классические листовки раздавать. Поэтому пределом мечтаний были какие-то материальные вещи.

Сейчас же мне больше важны эмоции. Я сама наполняю свою жизнь тем, что мне интересно: поездками, мастер-классами, театром. И я могу себе это позволить, потому что работаю и сама себя обеспечиваю. Больше всего мне нравится то, что я сама беру ответственность за свою жизнь и не завишу ни от кого. Мне очень приятно чувствовать именно эту свободу.

photo_2024-01-25_13-30-55.jpg

Дарина Перепелица

Андрей Настабурко: Взрослая жизнь — это сложно, но именно так я её себе и представлял. Иногда, сидя ночью за компьютером в поисках нужной информации, хочется всё-таки вернуться в беззаботное детство.

Виктория Калайда: Взрослая жизнь — это не очень весело. В подростковом возрасте ты думаешь, что у тебя в 20 лет уже будет всё: машина, своя квартира и собачка в придачу. Как минимум, очень сложно совмещать работу и учёбу во всех аспектах здоровья: и психологическом, и физическом. Когда ты сталкиваешься с какими-то «взрослыми» вещами, например, с проживанием, удовлетворением каких-то банальных потребностей, бывает тяжело. Конечно, не о таком мечтает подросток, который уехал от родителей и начал самостоятельную жизнь. Понятно, что ничего не достаётся легко и сразу всё не получается, но когда ты не достигаешь целей, которых хотел бы добиться за определённый период времени, это немного расстраивает.

— Как правильно и без ущерба для себя совмещать сразу и работу, и учёбу, и личную жизнь?

Фади Амирджанов: Для каждого методы индивидуальные. Работу и учебу можно совместить без ущерба для себя, исходя из расписания, которое нетрудно составить. А взаимоотношения с близкими людьми находятся, как я считаю, с работой и/или учёбой в разных плоскостях — друг на друга не влияют и друг другу не мешают. Даже если я буду пахать, как лошадь, 24 часа в сутки, мои любимые люди и друзья это поймут, примут и останутся со мной.

Владимир Криченко: Лично я для себя составил следующие правила, позволяющие сохранять продуктивность. Они довольно-таки полезны, чтобы не выгорать. Надо:

1) не брать слишком много на себя, делегировать;

2) сочетать работу и отдых;

3) высыпаться и хорошо кушать;

4) сублимировать плохие эмоции;

5) при наступлении первых симптомов выгорания взять паузу до возобновления горения;

6) расставить приоритеты (что срочно нужно, что может подождать, а что можно отложить вообще на далекую перспективу).

Дарина Перепелица: Наверное, в этом может помочь планирование. У меня ежедневник и календарь — лучшие друзья. Но тут иногда бывает, что на двух стульях не усидишь, — всё и везде не может быть идеально. Но ничего, стараемся!

Но всё-таки мне кажется, что тут надо найти свою, индивидуальную систему. Для этого нужно хорошо себя узнать, в чём поможет анализ своих действий и поступков. Я вообще всегда всё обдумываю, так что методом проб и ошибок пришла к тому, что могу в целом совместить всё сразу. И вот не знаю, чем сложнее жизнь (и больше задач) — тем больше у меня азарта всё успеть.

Андрей Настабурко: Научиться контролировать своё время. Я и работаю, и учусь, но это качество пришло ко мне недавно, когда обязанности в нескольких сферах стали наслаиваться друг на друга.

photo_2024-01-25_13-30-57.jpg

Андрей Настабурко

Виктория Калайда: Наверное, самым правильным вариантом будет грамотное распределение времени, чего мне порой очень не хватает. То есть надо развивать в себе такой уровень ответственности и концентрации на каждом деле, чтобы ты успевал везде. Нельзя постоянно жить только учёбой и работой, потому что оно того не стоит. Пока молодые, мы должны наслаждаться каждым моментом. Конечно, никто не запрещает ходить по клубам и в 50 лет, но это уже не то. Хочется всё-таки, чтобы воспоминания остались и со студенческих лет, поэтому, опять же, самое правильное — это распределение времени. Расставляешь главные приоритеты, которые есть у тебя на данный момент, а далее идёшь уже по остальным сферам своей жизни. 

— Каково ваше самое суровое столкновение «ожидания» и «реальности» в студенческой жизни?

Фади Амирджанов: Поступил на факультет с множеством девушек. Думал, от красавиц не будет отбоя.

Владимир Криченко: Честно говоря, у меня это столкновение в своё время в плюс произошло ввиду того, что в универе гораздо меньше дисциплин, которые однозначно бесполезны, как в школе. Кроме того, образование студентов оставлено на откуп им самим — никто не будет заставлять учить то или иное. Сессия сама всё показывает, говорю это как краснодипломник. Ну и внеучебные активности для меня стали приятным шоком, учитывая, что у меня в школе это всё было не очень развито, там была только Юнармия, а это меня не очень интересовало.

Дарина Перепелица: Ожидаешь, что тяжёлой будет только сессия, а в реальности сложно всё остальное, кроме сессии. И известный стишок не работает:

От сессии до сессии

Живут студенты весело

А сессия, а сессия

Всего два раза в год.

Что неприятно, так это отсутствие выбора иной раз. Могут закидывать на предметы, которые ты не хочешь изучать.

Андрей Настабурко: Когда закончил бакалавриат, думал, что мой диплом поможет мне найти и получить работу.

Виктория Калайда: Наверное, для всех студенческая жизнь, когда ты ещё учишься в школе, — это что-то весёлое. Но когда ты уже по факту становишься студентом, первое время это может обернуться каким-то непривычным стрессом. Несмотря на то, что тебя наконец окружают единомышленники, с которыми тебе легко общаться, поддерживать социальную связь, всё равно первое время бывает нелегко. К тому же, то, что после поступления я начала проживать в общежитии, тоже дало неприятные первые впечатления. Тараканы, клопы и прочие прелести. Если говорить о чём-то более глобальным, было тяжело потом совмещать работу с обучением, потому что, когда у тебя учёба с 8 утра до 6 вечера, а ты ещё потом в ночную смену работаешь, это тоже, конечно, не очень круто.

Ещё одним неприятным удивлением для меня стало отношение преподавателей. Несмотря на то, что архитектор считается мужской профессией, процент девушек у нас намного превышал процент мужского пола. И некоторые преподаватели были очень предвзяты к девушкам. Считывалось это так: «Тебе надо дома сидеть, рожать детей и хранить очаг».

photo_2024-01-25_13-30-59.jpg

Виктория Калайда

— А что самое приятное в жизни студента, на ваш взгляд?

Фади Амирджанов: Конечно же, ночные вечеринки ранней осенью либо поздней весной, когда тепло. Думаю, лет через 20 буду с удовольствием вспоминать ночи, проведённые на поляне под звуки гитары и при свете луны. Всё же студенческие годы, когда ещё присутствует романтика, — самые приятные в жизни человека.

Владимир Криченко: Стипендия, зелёные кружочки в БРС после сессии, похвала от любимого преподавателя, скидки в «Еда всегда» после 18 часов, учебный/внеучебный процесс с друзьями.

Дарина Перепелица: Коллектив. Мы с группой не просто коллеги по вузу, мы друзья. Закончили бакалавриат, не все пошли дальше, но мы по-прежнему общаемся и дружим. Для меня самый большой подарок от универа — моя группа, друзья, с которыми и в огонь, и в воду.

Андрей Настабурко: Знакомиться с другими ребятами, вместе познавать студенческую жизнь, проходить через трудности. Потом, когда в будущем это вспоминаешь, на душе становится очень приятно. Сплочённый коллектив у нас был больше на бакалавриате, но в магистратуре лучше запомнилась жизнь в общежитии, где было много приятных знакомств.

Виктория Калайда: Самое приятное в жизни студента — это сданная сессия. Когда ты понимаешь, что тебе больше не надо будет трястись над каждым предметом, что ты можешь просто выдохнуть от того, что стало легче жить. Потому что, когда у тебя 16 предметов и по каждому в семестре по две курсовых, сданная сессия — это самое лучшее, что может быть.

— Важны ли социальные связи внутри универа? Или в учёбе всё решает учёба?

Фади Амирджанов: Этот мир не терпит крайностей, так что нужно находить золотую середину между учёбой и социальными связями. Уверен, что оба фактора влияют на студенческую жизнь в той или иной степени. Конкретно в моей жизни есть золотая середина, выверенная интуитивно.

Владимир Криченко: Социальные связи решают всё. Но только без учёбы и усердия они тоже ничто. Надо, чтобы и то, и другое были в балансе. К тому же, нельзя забывать, что преподаватель — тоже человек. Это касается и этики (когда ему написать, что написать, как разговаривать и т. д).

Дарина Перепелица: Для меня важнее коллектив. Мы были самой дружной группой на нашем потоке (или это нам так деканат льстит). Один за всех — и все за одного. Постоянно друг друга прикрывали, выручали, спасали, и в итоге закончили без отчислений. Были ли мы такими крутыми и умными? Нет, самые обычные, но наша сила именно в дружбе.

Андрей Настабурко: Конечно, социализация в любом обществе важна, а уж в университете тем более. Но так не всегда именно в случае с преподавателями, так как среди них есть принципиальные, которые требуют только обучения.

Виктория Калайда: Социальные связи очень важны. Не раз бывали ситуации, когда, если ты находишься на положительном уровне со своими одногруппниками и преподавателями, тебя это порой очень выручает. Когда ты участвуешь в каких-то мероприятиях, когда ты активен, преподаватели тебя запоминают и видят, как ты работаешь, на что способен. Также ты можешь иногда рассчитывать на поддержку одногруппников. Когда тебя могут прикрыть или в чём-то помочь, — это важный аспект в обучении.

— Не жалеете о прошедших годах в стенах вуза? Если бы была возможность, хотели бы что-то изменить?

Фади Амирджанов: Я отдал ЮФУ, а конкретно — химфаку, четыре счастливых года своей жизни… Обрёл научного руководителя, который был мне как отец. Так что не жалею. Более того, я бы отмотал свою жизнь назад, чтобы снова прожить этот период. Но прошлого не вернуть, поэтому живём дальше и помним счастливые годы.

Владимир Криченко: Наверное, не жалею, Южный федеральный дал мне многое. Вряд ли какой-то московский вуз был бы способен на такое. Изменил бы, наверное, пару моментов, когда срывался на людей на втором курсе, будучи культоргом. До сих пор стыдно за некоторые такие ситуации.

Дарина Перепелица: Не жалею! Ничего не меняла бы, считаю, что мне очень повезло со всеми людьми, с которыми довелось общаться.

Андрей Настабурко: Не жалею, так как было изучено много полезного, и, конечно, есть, что вспомнить. Если бы была возможность что-то изменить, я бы попытался поменять своё отношение к учёбе, а именно стать более расторопным и более вовлечённым в процесс.

Виктория Калайда: Нет, я ни о чём не жалею, потому что, хоть это и было тяжело, но во всяком случае ещё и весело. Если бы что-то можно было изменить, так это отношение к учёбе. Во-первых, нужно было правильнее распределять время. Просто тогда у меня с этим были проблемы, хотелось намного большего, и я не могла сосредоточиться на чём-то одном. Я, конечно, и сейчас иногда хватаюсь за многие вещи сразу, но уже поменьше. Ещё хотелось бы попасть на обучение по обмену, но для этого нужны были очень хорошие оценки и высокий уровень знаний иностранного языка. Это ещё возможно сделать, но не знаю, пойду ли я на этот шаг. Вообще, просто хотелось бы больше внимания уделить себе в плане здоровья, то есть не затягивать с дедлайнами, чтобы потом не проводить бессонные ночи за долгами.

Светлана МИРОНОВА

Фото из личного архива героев