Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Планирую будущее

«Я взял лопату и пошёл копать»: Игорь Бендер учит детей и пишет историю Аксая

«Я взял лопату и пошёл копать»: Игорь Бендер учит детей и пишет историю Аксая

Игорю Бендеру 21 год. Он студент 4-го курса Института истории и международных отношений ЮФУ. Игорь любит историю, даже чересчур — он уже побывал на археологической практике несколько раз, начал учить детей в Аксайской гимназии №3 и даже написал свою первую книгу об истории школы.

На работе его называют по имени-отчеству — Игорь Александрович, дети бегают толпами и спешат на урок, настолько они любят своего учителя истории.

О своей историко-педагогической деятельности Игорь Бендер рассказал нашему корреспонденту.

Игорь, когда ты начал увлекаться историей?

— Ещё в 5 классе. Учителя были так себе — молодые студенты, они с нашим 5 Б не справлялись. Я начал сам изучать историю, решал оба варианта в контрольных, чтобы получить не два, а хотя бы четыре. Но и вопрос, что сдавать в 9 классе у меня не стоял. А вот насчёт факультета я отшучивался, когда спрашивали, куда буду поступать. Шутил, что стану учителем. А после результатов ЕГЭ мне стало вообще не смешно. Единственное место, куда я смог поступить по баллам, — это Институт истории и международных отношений.

В какой момент ты принял решение стать учителем?

— Шутки насчёт поступления оказались не шутками. Я сначала пришёл в школу практикантом, а потом уже учителем. Где-то в сентябре я пытался адаптироваться и понять, что и как, и почему вообще дети такие бешеные и постоянно добавляются ко мне в друзья в ВК. А в октябре я уже знал детей, мне было легко, это же моя родная школа. Понимал, что происходит и как работать с этими детьми. И уже свыкся с фактом того, что родители всегда лезут и дают советы. Вот работаю по сей день.

photo_2024-03-19_11-58-58.jpg

Игорь Бендер. Студент, учитель, историк

Расскажи, почему тебя так интересует история гимназии?

— Меня всегда интересовала история школы. На 95-летнем юбилее было много гостей, и я думал, как же классно, что школе столько лет, но почему об этом не говорят? Я начал копаться, и везде мне попадалась одна и та же статья нашего библиотекаря, 2007-го года, и написана фрагментами. Но это не сама история школы. А именно всей — с момента основания её в 1919 году — не было. Ничего неизвестно, кто возглавлял и так далее.

Один раз мой знакомый, который учился в колледже, рассказал, что у них есть доска с фотографиями всех директоров, которые когда-либо возглавляли учебное заведение. А у нас в школе нет такой доски, и это очень грустно. Ведь школа — второй дом.

Когда я вернулся в гимназию практикантом, я предложил создать музей, но мне не разрешили из тех соображений, что если я в будущем куда-нибудь денусь, некому будет этим заниматься.

На этом истории школы пришёл конец?

— Нет. Для начала я предложил детям готовить проекты по истории на любые темы. А один, я решил, будет особенным. Выбрал двух мальчиков из 5-го класса и предложил им вести этот проект — он предполагал рассказ об истории школы, небольшой, что-то пробное. Потом подумал: а чего мелочиться? Мы начали «копать». Я понял, что когда стал учителем, для меня открылось больше дверей, чем когда я был учеником. И проект стал перерастать во что-то грандиозное в масштабах маленького Аксая. Директор одобрила мой проект, я попросил её, чтобы эта книга не ушла в стол. Набрал команду из 5, 7 и 8-х классов. Когда сроки поджимали, к юбилею школы я не успевал с книгой, дети из 8 класса предложили мне помощь. Мы дописали её совместно, и я понял, что создал прекрасную команду из очень активных детей и учителей. Но чтобы с окончанием работы над книгой команда не распалась, решил создать ГИС.

ГИС что это и какова задумка?

— Гимназический исторический союз. Это организация, которая занимается именно сохранением, преумножением и популяризацией не только истории школы, но и всего Аксая. И я рад, что так происходит.

В положении ГИС прописано, что ежегодно будет выпускаться одна большая работа. Наверное, это будет что-то похожее на книгу истории школы. А в течение года несколько раз в неделю в телеграмм-канале выходят посты, связанные с какими-то значимыми событиями. И посты готовят дети. И это важно.

Приходилось ли тебе находить какие-то исторические артефакты?

— Да, как раз совсем недавно я изучал архив Аксая, нашёл информацию об одном путешественнике, который упомянул, что у Троицкой церкви в Аксае была надгробная плита старого священника. И на ней была надпись в стихах. Я начал «копать» документы. Нашёл отчёт ещё советского времени, что при разборе церкви была вырвана надгробная плита из меди с надписью в стихах и выброшена вниз по склону. Я взял лопату и пошёл копать. Потом позвонил в администрацию, и мы её вытащили. Плите где-то 250 лет, 60 из них она валялась под грудой строительного мусора.

photo_2024-03-19_11-58-54.jpg

Плита, которую в прямом смысле слова откопал Игорь Бендер

Что сказала администрация на твою деятельность?

— Чтобы больше я не занимался такой самодеятельностью, а сначала звонил им. Но всё хорошо.

Кем ты видишь себя через несколько лет преподавателем или известным историком?

— А почему «или»? Почему эти два факта не могут сосуществовать друг с другом? Думаю, что они могут быть едиными. Мне нравится преподавать детям, для меня это как некий стендап. Я хочу, чтобы на уроках было весело, но в истории, к сожалению, не все страницы весёлые. На должность известного историка не претендую, есть уже Владимир Гладченко. А я просто делаю то, что люблю.

Мария БУЗАКИНА

Фото из личного архива Игоря Бендера