Южный федеральный университет

Отдыхаю

Абхазия — рай для интровертов, коров и ценителей природы

Капли бьются о стекло, я слушаю новый альбом «Три Дня Дождя» и наблюдаю, как из серой массы туч пробиваются тусклые лучи зарождающейся радуги. Через минуту мы всей семьей остановились у обочины дороги, чтобы посмотреть на яркую разноцветную дугу. Мама фотографировалась, папа её подгонял, я просто наслаждался видом, а мой брат Кирилл, как уважающий себя четырёхлетний ребёнок, спал всю дорогу.

Всё шло своим чередом. На душе воцарилась гармония. Гармония с природой.

Так началась наша семейная поездка в Абхазию. Мы преодолели сотни километров, больше суток провели в машине, пересекли несколько границ, и теперь едем по узкой дороге между высоченных гор, зелёных лугов и невиданных растений.

Вот так нас встретила эта маленькая страна Закавказья. Никакой интриги, никаких тайн и ни минуты на размышления. С самой первой секунды, проведённой здесь, стало понятно, куда мы попали. Мы приехали в настоящее царство природы. Царство, в котором люди — лишь маленькие точки среди величественных гор, озёр и лесов.

Несмотря на позднее время, я оживился, наблюдая за растениями, которые, казалось, были усажены параллельно дороге. Кому бы взбрело посадить тут лимоны, авокадо, эвкалипты, кипарисы и ещё бесчисленное количество растений, названия которых мне неизвестны? Уж точно не человеку. Однако не только это заставляло мои глаза всё больше раскрываться. Мы ускорились, ведь тут одна полоса, нет ни светофоров, ни людей, машины редко встречаются. Думаете, мы наткнулись на лежачего полицейского? Нет, это слишком банально для Абхазии. Пришлось объехать лежащую корову!

Сказать, что мы удивились, увидев отдыхающую корову по центру дороги, ничего не сказать. В этом вся Абхазия. Коровы тут отдыхают везде. Жуют травку, выполняют свой коровий долг и просто наслаждаются жизнью. Думаю, для них лучшего места и не найти. К концу поездки мы уже привыкли, что коровы чувствуют себя полноправными участниками дорожного движения. Причём даже более полноправными, чем мы.

Спустя пару десяток минут мы приехали к отелю. Нас встретила семья, управляющая этим местом. Это коренные жители, которые построили здесь большой отель, усадили всё вдоль и поперек экзотическими растениями и счастливо живут в нём, готовя домашний сыр и вино. После дороги мы слишком устали, поэтому перекинулись с ними парой слов, и пошли заселяться. Отель располагался на небольшом холме, а с балкончика нашего номера открывался вид на бескрайнее Чёрное море. Ещё около часа я наблюдал за багровыми волнами, предвкушая следующие несколько дней отдыха.

Шёпот природы

Утром мы сразу пошли общаться с хозяйкой отеля. По этому поводу решили купить у них немного домашнего сыра, варенья из фейхоа и вина. Оставлю сотни комплиментов об их домашней еде. Скажу лишь, что этот яркий, самобытный и ни с чем не сравнимый вкус остался в моей памяти на долгие годы.

Побеседовав с хозяйкой, мы узнали много нового об этой стране. Маленькая Абхазия сильно пострадала из-за войны с Грузией тридцатилетней давности. В стране слабая инфраструктура, многие жители до сих пор живут в деревнях среди гор, плохо развит транспорт, нетронутыми стоят железнодорожные пути, а многие разрушенные здания отреставрировать никто не собирается. Единственный «богатый» город — Гагры. Там можно покушать в роскошных ресторанах, посетить дорогие развлечения и жить в пятизвездочных отелях.

Но мы, конечно, приехали не за этим. Хозяйка порекомендовала нам несколько достопримечательностей, которые стоит посетить. Как оказалось, она могла бы стать прекрасным гидом, ведь все места, которые мы посетили, оставили неизгладимое впечатление и ещё больше укрепили в нашем сознании образ Абхазии. Образ царства природы. Образ бесконечных зелёных лесов, горных рек, водопадов, глубоких озёр и старинных памятников архитектуры.

Однако начали мы наше путешествие с самого отеля. Забыл сказать, что в Абхазии благоприятнейший климат, а потому здесь растет всё, что возможно. Я уже говорил о варенье из фейхоа, лимонах, авокадо и прочем. Так вот, в этом отеле была собрана, кажется, одна тысячная всего многообразия растений в этой стране, но тут они были повсюду. Будь я ботаником, я бы рассказал о десятках видов пальм, о растениях, которые нигде в мире больше не встречаются, о замысловатых кустарниках и гигантских хвойных. Но, к сожалению, моей компетенции хватит лишь на описание бананов, лаймов, грейпфрутов и всяких цветочков. Скажу лишь, что я за всю свою жизнь не видел и половины того многообразия растительности, что увидел в этой стране.

После любования природой мы решили продолжить это дело, но уже на берегу моря. Что ж, для любителей позагорать есть отличные новости. Пляжи в Абхазии во многом практически безлюдны, чисты и благоустроены.

Идеальное место для интроверта вроде меня. Лёгкий шёпот волн, ярко-оранжевый закат, прохладная голубая вода и силуэты дельфинов, выпрыгивающих где-то вдалеке среди волн. Не очень насыщенно? Всё ещё впереди. Но даже этого хватит, чтобы прочувствовать Абхазию. Это страна, которая манит своей гармонией. Ей не нужно кричать вывесками, завлекать развлекательными программами и роскошным сервисом. Природа здесь шепчет, и этот шёпот прекрасен.

Жемчужина Абхазии

Следующий день мы решили провести активно. Вы спросите: можно ли посетить все достопримечательности в Абхазии за один день? Конечно, нет, но мы попытались. Выехав утром на машине, мы отправились в Новый Афон. Старинный город, усыпанный древними памятниками архитектуры и природными достопримечательностями. Путь к нему, естественно, лежал через стада коров, узкие лесные тропинки и зелёную бесконечность растений. Нам повезло попасть на тур по местам жизни Симона Кананита, одного из двенадцати апостолов. Практически нетронутые человеком места, спрятанные в глубинах лесов, осаждённые горными реками и водопадами. Мы посетили место его убийства, на котором, по легендам, до сих пор осталось пятно крови, пещеру, в которой он аскетично жил, и много других самобытных мест, которые будто отправляют тебя на две тысячи лет назад во времени.

Там же мы спустились в Новоафонскую пещеру. Бесконечные коридоры каменных стен, сталактитов, подземных рек и озёр. Место, в котором чувствуешь себя мелкой букашкой. Времени тут вообще не существует. Это не тысяча и не две тысячи лет назад. Это безвременная, бесконечная картина, которую природа рисует изо дня в день.

Далее мы немного отдохнули в самом городе. К слову, даже тут упор делается на природные красоты. Парки в стиле древней архитектуры, искусственные водопады и озёра. Там мы перекусили в местном кафе и отправились дальше в путь.

Следующая наша остановка – Рицинский реликтовый национальный парк. Казалось бы, я уже около тысячи слов потратил на то, чтобы описать это царство природы. Ну как ещё можно сказать об этом? Какие слова нужно подобрать, чтобы описать всю красоту, которую мы увидели в этом парке? Никакие. Таких слов просто нет, и то, что я сейчас постараюсь описать, лишь крупинка тех эмоций, которые вы можете испытать, побывав там.

Приехали мы туда ради озера Рица, которое порекомендовала нам хозяйка отеля. Но увидели гораздо больше. Гораздо. Уже на подъезде к парку нас встретили километровые каменные горы с уклоном под девяносто градусов. На протяжении десяти минут езды эти величественные гиганты сопровождали нас, указывая правильный путь. Далее мы увидели широкую горную реку, с непривычно лазурным оттенком. Чистейшая вода, в которой можно было увидеть очертания каждого камушка, каждой песчинки и каждой веточки, случайно попавшей в этот разрушительный поток. А ведь мы даже не въехали в парк. Думаю, описаний остальной природы, сопровождавшей нас к входу в парк, достаточно. Внутри же ждало гигантское нечто. Рица — глубокое, огромное, холодное озеро. Честно говоря, оно испугало меня с самого начала, а один из местных жителей, работавший в тамошнем ресторанчике, рассказал, что люди умирают в этом озере в попытках поплавать. Из-за горных речек, впадающих в него, у озера очень низкая температура, а потому плавать в нём строго запрещено. Мы покатались на небольшой лодочке, осматривая горные вершины, которые окружили Рица. На их фоне озеро казалось не таким уж большим и страшным.

Насладившись видом, мы решили продолжить подниматься к горным вершинам. Путь был нелёгким. Асфальтированная дорога, конечно, отсутствовала. Приходилось ехать по узким тропам, усеянным камнями. В метре от машины на протяжении почти всего пути нас преследовал устрашающий обрыв. Кроме того, на дороге частенько прогуливались стада коров, так что приходилось ждать, пока они немного уйдут в сторону лугов. Так плавно мы и приехали к Альпийским лугам — жемчужине этого царства. Бескрайнее зелёное полотно, окружённое заснеженными вершинами гор, тонкими ниточками горных рек и водопадов, редкими вкраплениями деревянных домиков и низкими пушистыми облаками. Думаю, туда попадают только самые добрые и благодетельные коровы. Более чудесного места для них придумать невозможно.

Долго мы там находиться не смогли из-за разреженного воздуха, а потому начали спускаться вниз. Спуск дался, однако, ещё тяжелее. Было страшно, долго и темно. Однако это того стоило. Мы возвращались в отель с полной уверенностью, что все эмоции, которые мы могли испытать за эту поездку, мы уже испытали. Мы лицезрели самую сердцевину этого царства природы. Лицезрели её во всем величии, во всех красках и во всех оттенках.

Путешествие окончено

Ещё пару дней мы отдыхали на пляже, наслаждались фруктами и ягодами в отеле, слушали пение птиц по утрам и провожали на чистом воздухе закат. Посетили Гагру и дачу Сталина, местные развлекательные центры и самобытный рынок.

Абхазия — это не про роскошный сервис, не про кричащие «развлекушки» на каждом шагу и не про новейшие технологии.

Это про гармонию, про шёпот и про забытые человеком места.

Царство, в котором люди лишь маленькие букашки, наблюдающие за тем, как природа творит прекрасную картину. Это настоящий рай для интровертов, любителей спокойствия и тишины, ценителей природы и коров.

Пока что Абхазия переживает лишь начало своей популяризации. Наше путешествие прошло там несколько лет назад, и, конечно, что-то могло измениться. Но я уверен, что та самобытность, та гармония с природой, которая запомнилась мне там — неизменна.