
«Токсичные сказки»: психологические проблемы героев или искажение смысла?
Пользователи книжного сервиса «Литрес»* посчитали, что сказочные герои имеют ментальные трудности. Около 92% респондентов согласились с этим мнением, 30% опрошенных уверены: подобные истории могут быть токсичными и формировать неправильные установки. Русалочка не принимает своё тело, Золушка — трудоголик с низкой самооценкой, Красавица страдает стокгольмским синдромом.
Что вызывает негодование у читателей сказок, стоит ли продолжать рассказывать их детям и нужно ли оценивать персонажей книг, как людей, мы выяснили у филолога, психолога и студентов.
Какие сюжеты сказок тревожат современных взрослых
Пользователи «Литрес» назвали самой токсичной «Золушку» — так считают 70% опрошенных. Следом идут «Русалочка» (51%), «Морозко» (45%), «Дюймовочка» (41%) и «Красавица и Чудовище» (40%). Главная претензия к ним — героини часто пассивны, терпят несправедливость и ждут спасения извне.
— Критика сказок как «токсичных» во многом справедлива, особенно когда речь идёт о повторяющихся паттернах пассивности героинь, жертвенности и навязывании патриархальных ценностей. Часто персонажи ждут спасения извне. Золушка или Русалочка изображены как жертвы обстоятельств. Красавица остаётся в заточении ради отца. Чувствуется посыл, будто любовь равна страданию и самоотречению, — делится студентка ИФиСПН Виктория Жигунова.
По её мнению, поведение героинь — во многом следствие условий жизни. Также неправильно интерпретируются желания героинь. Русалочка, на самом деле, жаждала бессмертной души и познания иного мира. Любовь к принцу — путь к душе, ставший трагической ловушкой. Дюймовочка стремилась к безопасности, свободе, солнцу. Брак с эльфом — случайная встреча. Настенька из «Морозко» боролась за жизнь и позже спаслась.
Серьёзное оценивание персонажей с точки зрения психологии и их критика — это нормально. К.ф.н., старший преподаватель кафедры отечественной и зарубежной литературы ИФЖиМКК ЮФУ Дарья Пономарёва говорит, что в начале XIX века народные сказки, привлекавшие писателей-романтиков и филологов, считались грубыми, жестокими и в целом неподходящими для искушённого читателя. Сейчас же подобное впечатление производят на современного человека многие произведения братьев Гримм или Ш. Перро.
— Сказка очень древний жанр. Как любое произведение искусства, сказка впитала в себя культурные особенности и систему ценностей своего времени, которые были нормой тогда, но, разумеется, не могут восприниматься как абсолютная норма нашими современниками, людьми XXI века. Такие сдвиги в восприятии культурных явлений — это закономерный процесс, свойственный всем эпохам. В наше время сказочные сюжеты по-прежнему популярны, но теперь, примерно с 30-х годов XX века, читателей интересует психологическая мотивировка поступков героев, потому что люди, как это было во все времена, читая о других, пытаются понять что-то о себе, — рассказывает Дарья Пономарёва.
Читатели стали искать причины поведения героинь и связывать их с психологическими проблемами. На самом деле, это решение не имеет смысла. Персонажи — это не люди. Психолог Вероника Кураян говорит, что предположительные диагнозы героям сказок не дадут необходимого анализа. Важно смотреть на сценарии, которые предлагает конкретная сказка.
— В сказке «Золушка» главный посыл — если будешь много работать, обязательно получишь заслуженное, долго терпишь — встретишь принца. В реальной жизни всё работает совершенно иначе. Не всегда плодотворная работа гарантирует ожидаемый результат. Для того, чтобы построить гармоничные и комфортные отношения в паре, нужно вкладываться в этот союз. Это важно доносить детям, читая сказки, — говорит эксперт.
По словам Дарьи Пономарёвой, безавторские сказки в принципе лишены психологизма, который знаком нам по авторским литературным произведениям. К художественным текстам часто применяется психоаналитический метод исследования, но приемлем он до определённого предела, как и любой другой метод научного исследования.
— В современной филологической науке наиболее продуктивным считается системный подход, то есть изучение произведения с различных точек зрения. Кроме того, исключительно психоаналитический подход к текстам в духе З. Фрейда или К.Г. Юнга может свести исследование художественного произведения к рассмотрению медицинской патологии в нём, упростить и обеднить толкование художественного текста, что недопустимо по отношению к любому произведению искусства, — отмечает преподаватель.
Сказки оперируют символами, а не буквальными жизненными сценариями. Вместо буквального восприятия стоит рассматривать истории как повод для обсуждения и осмысления.
Одни сюжеты воспитывают, а другие — путают. Почему?
Сказки формируют у детей первые представления о мире и ролях в нём. Вероника Кураян объясняет, что для чувствительных детей повторяющиеся сценарии могут закрепляться в памяти и влиять на будущее.
— Если читать сказки часто, то они могут навредить. Пару рассказов на ночь не нанесут вреда психике ребёнка. Если сказка становится любимой и читается на регулярной основе, то это может повлиять на дальнейшую жизнь восприимчивых детей. При любимом сценарии сказки «Золушка» в будущем ребёнок может столкнуться с трудоголизмом на работе, а начальник, например, этим воспользуется, — комментирует эксперт.
Сказки, будь они положительными или негативными, не являются призывом к действию. Они становятся ресурсом для мышления ребёнка. В картине мира детей есть не только эти истории, но и множество другого контента: фильмы, мультики, видео, музыка и так далее.
— Я думаю, что сказки — это истории, которые готовят нас к разному опыту в жизни. Он может быть хорошим, может быть плохим, главное, чтобы он был не «рафинированным». Ребёнок — отдельная личность, и он сам разберётся в правильном и неправильном, наша задача ему в этом помочь, направить, а не оградить, — поделилась студентка ИФЖиМКК Виктория Струкова.
Также влияние на детей может быть положительным. Например, развитие фантазии и критического мышления. В будущем можно объяснять ребёнку исторический контекст. Новая информация закрепится за знакомыми сюжетами.
— Самым ценным в сказке во все времена, кроме того, что она развлекала, было и то, что она всегда развивала воображение своих слушателей и читателей. Помнить и читать классические сказки с детьми нужно. Да, думаю, в наше время необходимо объяснять детям «спорные» сюжетные повороты из старинных сказок, читать их вместе с детьми, учить ребёнка понимать, что он читает, развивать критическое мышление, которое будет опираться на умение конструктивно аргументировать, а не категорично критиковать всё, что он просто не до конца понимает, — отметила Дарья Пономарёва.
Кроме того, приравнивание всех женских образов к жертвенным и слабым ложно. Важно читать детям разные сказки и показывать разные картины мира. Филолог советует не забывать о Марье Моревне из «Ивана-царевича и Марьи Моревны». Есть русская сказочная воительница — Синеглазка из сказки «Сказки о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде». Женщины-правительницы — Царь-девица и Елена Премудрая. Если вспоминать классические авторские сказки, написанные до XX века, то самодостаточными, сильными духом и решительными героинями можно назвать, например, Герду из «Снежной королевы» Г.Х. Андерсена или Алису из произведений Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».
Дадут ли сказки положительный или негативный эффект, зависит от впечатлительности ребёнка, регулярности чтения и контекста. Повторяющиеся ролевые модели могут закрепляться в памяти и влиять на поведение. Вместе с тем, сказки развивают фантазию и критическое мышление, помогают детям осваивать жизненный опыт и учиться анализировать информацию.
Вдумчивое чтение сказок — излишнее или необходимость
Психолог Вероника Курян считает комментирование сказок необходимостью. Это минимизирует вред и улучшит мышление ребёнка.
— Я читаю сказки своей дочери и замечаю, как она на них реагирует и какие вопросы задаёт. Многие девочки мечтают стать принцессами и ориентируются на них. Здесь важно объяснить, почему героиня поступила так, а не иначе. Также изначально проще сразу читать сказки с полезными ролевыми моделями, а не переписывать потом уже отжившие и нездоровые сценарии, которые откладываются в головах будущего поколения., — рассказывает психолог.
Пояснения должны быть индивидуальными для каждого случая, ориентироваться на читателя и конкретную сказку.
— Конечно же, маленькому читателю трудно будет объяснить, как, например, «Золушка» или «Красавица и Чудовище» связаны с обрядом инициации и мифом об умирающем и воскресающем божестве, но при этом явно необходимо обратить внимание ребёнка на то, что ему понятно. Обе сказки рассказывают историю жизни героини в определённый период, который заканчивается торжеством героини, свадьбой, но в реальной жизни досвадебный период или свадьба не может длиться вечно, — говорит преподаватель.
Нельзя быть «вечной» Золушкой, и в народной сказке по сути это тоже есть. «Вечная» Золушка — это, скорее, продукт современной массовой культуры. Стоит обратить внимание ребёнка на то, что после свадьбы героиня становится королевой, и для неё начинается совсем другая история. А Красавица в конце сказки больше похожа не на несчастную пленницу, а на любящую жену, которая является ещё и спасительницей своего мужа, в одиночку победившей древнее зло.
— Мы можем обсуждать с ребёнком всё, что происходит в нашем инфополе. Главное — не стараться смягчить для него ту или иную информацию. Многие сказки, та же «Белоснежка» например, дают вполне конкретный урок: не открывай дверь незнакомцам, ничего у них не бери, не ешь угощения от людей, которых не знаешь, — делится своим мнением Виктория Струкова.
Полный отказ от классики не нужен и вреден, так как теряется культурный код. Важно разнообразить предлагаемые сказки и контекстуализировать старые. Виктория Жигунова предлагает читать произведения с разными героинями.
— Активные и самостоятельные героини: Астрид Линдгрен («Пеппи Длинныйчулок», «Рони, дочь разбойника»), Роальд Даль («Матильда»), Холли Вебб (серии о животных и детях). Фокус на дружбе, сотрудничестве и принятии различий у персонажей Джулии Дональдсон («Груффало», «Дочурка Груффало», «Тюлька») и Андрея Усачёва («Умная собачка Соня»). Переосмысление гендерных ролей: «Сказки на ночь для юных бунтарок» (Елена Фавилли, Франческа Кавальо), «Принцесса на шпильках» (Даниэль Мари), — говорит студентка ИФиСПН.
Сказки, которые многие считают токсичными, действительно содержат паттерны и стереотипы, которые могут влиять на восприятие мира, особенно без критического осмысления. Однако, как объясняют эксперты, важно помнить об историческом и жанровом контексте этих историй, а также о глубине мотивов героинь. Главное — не запрещать сказки, а учиться читать их вместе с детьми, обсуждать и предлагать альтернативные модели поведения. Тогда сказки станут не источником вреда, а полезным инструментом для развития личности и формирования здоровых взглядов на жизнь.
Кристина БОЧАРОВА
Фото с сайта freepik.com
*Опрос проводился в мае 2025 года среди более чем 700 пользователей из разных городов России. Респондентам было предложено ответить на вопросы через google-форму. Пользователи могли выбрать как готовый вариант ответа, так и добавить свой. Участники могли выбрать один или несколько вариантов ответа. Под классическими детскими сказками в данном контексте понимаются фольклорные и авторские произведения, созданные до 1900 года. В предложенных вариантах перечислены популярные сказки, которые могут оказывать негативное влияние на психику ребёнка и содержать спорные с точки зрения современного общества ценности.