Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Живу

Пустые кастрюли, амазонки и пламя: о чём Международный женский день

Пустые кастрюли, амазонки и пламя: о чём Международный женский день

Что вам приходит в голову, когда вы слышите о Международном женском дне? Пройдя по Пушкинской и опросив молодых людей, выяснила, что ряд ассоциаций образует одну семантическую группу: весна, нежность, тепло, мимоза, тюльпаны. Но не о цветах и нежности этот день, а прежде всего о подвиге работниц текстильных фабрик и Клары Цеткин с Розой Люксембург, о пожаре на «Трайангл» и «марше пустых кастрюль». Со временем мы забыли историю праздника, сведя его к дополнительному выходному дню и поводу подарить цветы. Так о чём же он на самом деле?

 

Марш пустых кастрюль 

В истории Международного женского дня часто встречается одна тактика: забастовка. Первую такую история запомнила в 1857-м. Сегодня исследователи допускают, что это событие — легенда, и было выдумано прессой, тем не менее оно стало иллюстрацией того, как жили женщины два века назад. Тогда утро восьмого марта в Нью-Йорке началось с марша работниц текстильных фабрик по пошиву одежды. Женщины страдали от ужасных условий труда, бесконечного рабочего дня и низкой заработной платы, потому вышли на улицы с требованиями улучшить условия труда. В их руках были пустые кастрюли, стуча об которые, они создавали шум. Оттого забастовка получила соответствующее название.

photo_2025-03-08_00-09-50.jpg 

 

Кульминация 

Именно в это время стали появляться первые женские профсоюзы и развивалось женское движение. К началу XX века оно достигло своего расцвета. Женщины боролись за возможность голосовать на выборах, так в 1908 году на улицах Бродвея образовался очередной марш. Работницы с плакатами «Votes for Women» вышли на улицы под руководством Мод Мэллони — суфражистки. Прогулка состоялась в воскресенье — день, когда все массовые процессии запрещены. Но остальные дни заняты работой, потому 16 февраля женщины (а вместе с ними и мужчины-союзники) вышли на улицы Бродвея. Американские суфражистки выбрали более мягкий тон в донесении своих требований, наверное, поэтому результат этой акции был удивительным. Никого не арестовали, газеты называли участниц «амазонками», а их акцию — «великой нравственной победой». 

А через год — в честь годовщины шествия по Бродвею — ещё одни массовые митинги. Их провела Социалистическая партия Америки, а вместе с тем провозгласила Национальный женский день в последнее воскресенье февраля.

 photo_2025-03-08_00-09-51.jpg

 

Пожар на фабрике «Трайангл»

В 1911 году — очередная забастовка, на фабрике «Трайангл». Руководство отказалось решать проблему с зарплатой и условиями труда, а через год пожало плоды: на фабрике произошёл пожар. Работницы постоянно недоедали, пытались заглушить голод курением — предположительно, это и стало причиной трагедии. Огонь унёс около 150 жизней. Одни погибли в пламени, другие разбились насмерть, пытаясь спастись с девятого этажа: пожарная лестница рухнула, а двери на время смены были заперты, лишая людей шанса выжить. 

После пожара Лига женских профсоюзов задокументировала неподобающие условия на десятках производств. Роза Шнайдерман — социалистка, неустанно работала над тем, чтобы привлечь внимание к обстоятельствам, ставшим причиной пожара. Год спустя она придумала лозунг, который подхватило всё женское движение: требование «хлеба и роз». Иными словами, женщины имели право «жить, а не просто существовать».

«Богатая женщина имеет право на жизнь, солнце, музыку и искусство. У вас нет ничего, на что не имел бы права самый простой работник. У работницы должен быть хлеб, но и розы ей тоже нужны. Помогите, дайте ей избирательный бюллетень, чтобы она могла бороться», — говорила Роза Шнайдерман.

photo_2025-03-08_00-09-52.jpg 

 

Основоположница

Говоря об основоположнице праздника, невольно вспоминается Клара Цеткин, которая с 1870-х годов участвовала в социалистическом движении в Германии и боролась за права женщин. Длительное время она была главным редактором социалистической женской газеты Die Gleichheit («Равенство»), продвигавшей идеи избирательного права и справедливости в труде. При этом Цеткин видела решения проблем женщин не в феминизме: она была уверена в необходимости построения бесклассового общества. 

В расцвет забастовок ведущие профсоюзные организаторы стремились укрепить женское движение на международном уровне. Цеткин являлась соучредителем Интернационала социалистических женщин. На его втором конгрессе в 1910 году в Копенгагене присутствовало больше ста представительниц профсоюзов, социалистических партий и женских рабочих клубов из 17 стран. Тогда Цеткин и её соратницы активно искали способы донести до властей свои требования избирательного права и улучшения условий труда. Возникла идея совместно проводить ежегодные массовые акции — наподобие первомайских демонстраций. Так учредили Международный день трудящихся женщин.

 photo_2025-03-08_00-09-52_4.jpg

 

Как в России?

Через несколько лет призыв подхватили в России. Текстильщики призывали к «хлебу и миру», протестуя против жертв Первой мировой войны. Эта забастовка 23 февраля (по старому стилю) положила начало русской революции и произвела известный нам праздник 8 Марта.

Получив избирательное право в результате Февральской революции 1917 года, российские женщины стали ориентиром для суфражисток в других странах. Однако эта тенденция не продлилась долго. Советское государство установило полный контроль над решением «женского вопроса», прервав международные связи с женскими организациями. 

В Советском Союзе 8 Марта перестало быть днём борьбы за права женщин. Вместо этого праздник превратился в торжество, прославляющее советскую женщину — труженицу, мать и преданную коммунистку. Этот образ преподносился как достижение советской власти, при этом настоящего женского движения в стране не было. Женщины не боролись за свои права, а просто выполняли то, что от них требовало государство в рамках политики «освобождения» женщин.

photo_2025-03-08_00-09-53_2.jpg

*****

Сегодня, вдыхая аромат весенних цветов и чувствуя тепло солнечных лучей, мы можем забыть о тех временах, когда женщины боролись за элементарное право голоса. Их протесты гремели пустыми кастрюлями, их голоса звучали на улицах, требуя справедливости. И пусть сейчас 8 Марта — это повод для нежных поздравлений и милых подарков, нельзя забывать, какой ценой женщинам досталась возможность голосовать на выборах, получать образование и самим выбирать свой путь. 

Алина ЗАРУБИНА