Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Живу

«А в голове мысль: его — в травмпункт, меня — за решётку», или Как студентки факультета журналистики КубГУ работали вожатыми

«А в голове мысль: его — в травмпункт, меня — за решётку», или Как студентки факультета журналистики КубГУ работали вожатыми

Работа вожатого в детском лагере — это не просто подработка на лето, это уникальный опыт, формирующий личность и дающий незабываемые впечатления. Это вызов, который стоит принять, потому что он обещает море эмоций и жизненных уроков. Елизавета Пащенко, Ольга Минеева и Виктория Мясникова, студентки 2 курса факультета журналистики Кубанского государственного университета, поделились с нашим корреспондентом подробностями работы вожатым в детском лагере StartEnergy.

— Почему ты решила стать вожатой?

Елизавета Пащенко: С 10 лет я каждый год ездила в лагеря. Мне это безумно нравилось, я любила проводить время с друзьями, заводить новые знакомства, ходить на море, участвовать в квестах. Это всегда было, есть и, мне кажется, будет интересно. Потому что я сама по себе очень активный и общительный человек.

У меня на факультете есть знакомый, Артём. Как-то раз он выставил пост во «ВКонтакте», что идёт набор вожатых в лагерь. А я безумно хотела поехать в лагерь как наставник, а не как ребёнок. Я увидела этот пост, написала Артёму. Он рассказал мне, что там вкусно кормят, с зарплатами не обманывают, что там всё круто-классно, и он сам там работает уже не первый год. Собственно, поэтому я и решилась. Потом я рассказала об этой новости своим одногруппницам, мы собрали чемоданчики и поехали. 

photo_2024-12-06_18-05-00.jpg

Елизавета Пащенко

Ольга Минеева: О лагере я узнала от своих одногруппниц, которые к тому моменту уже ходили на курсы по подготовке вожатых. Мне показалось это очень интересной идеей, потому что, как мне объяснили, в университете с помощью работы вожатым можно закрыть практику. К тому же, я заработаю денег и получу интересный опыт. В дальнейшем оказалось, что таким образом практику не закроют, но так как я уже загорелась этой идеей, решила всё-таки поехать.

Виктория Мясникова: А моя история начинается с самого детства. Лет так с семи я упрашивала родителей отправить меня летом в лагерь, но всегда получала отказ: они беспокоились за мою безопасность. Я никогда не считала это уважительной причиной, ведь что страшного может случиться в детском лагере? Но мама всё твердила: «Вот будут свои дети — поймёшь». Ещё тогда я для себя решила: раз не могу поехать в лагерь ребёнком — поеду вожатой. Эта мысль вскоре переросла в мечту, и я с нетерпением ждала окончания школы. И уже на первом курсе я точно знала, что буду вожатой.

О лагере я узнала от своей одногруппницы Лизы. Как-то мы заговорили о вожатстве, и Лиза сказала, что увидела пост во «ВКонтакте», и с тех пор они ходят на курсы с ещё одной нашей одногруппницей Алиной. Я в это время проходила обучение в другой школе вожатых. Там мне не очень нравилось, потому что зарплата маленькая, да и в целом условия сомнительные. Я спросила у Лизы, могу ли я пойти вместе с ними. Она дала мне номер старшего вожатого Юры. Отмечу, что у меня одной из всей краснодарской группы не было индивидуального собеседования. Меня расспрашивали уже на месте при всех. То есть я позвонила во вторник, и в этот же день пришла на свой первый тренинг.

— Как проходили курсы по подготовке вожатых?

Елизавета Пащенко: Это было очень интересно, но и немного странно. Мы проходили некоторые психологические тесты для того, чтобы руководство могло узнать нас поближе, чтобы мы раскрыли свой внутренний потенциал, который почему-то был виден только старшему вожатому Юре. По времени курсы длились около полугода, раз в неделю, и я пропустила только одно занятие. Нам рассказывали про то, как нужно вести детей на море, как сохранять дисциплину, какие должны быть правила в отряде, какие есть санитарные нормы, как надо следить за младшими отрядами. Но, к счастью, меня это в дальнейшем не коснулось — работала с детьми постарше.

Ольга Минеева: Раз в неделю у нас были курсы вместе со старшим вожатым, который работал в этом лагере. Они длились на протяжении полугода. Проходили эти занятия в формате игр: каждый из нас пробовал себя в роли вожатого, устраивал игры на знакомство, на сплочение, испытывал различные тренинги. Остальные присутствующие исполняли роли детей. Исходя из этого, мы понимали, какие ошибки допускаем, и тут же их исправляли. В целом было очень весело и информативно, потому что теории как таковой не было. Она постигалась нами путём практики, и, на мой взгляд, такой подход очень эффективен и занимателен.

photo_2024-12-06_18-05-20.jpg

Виктория Мясникова

Виктория Мясникова: Естественно, любой человек не сможет просто так устроиться работать в лагерь к детям. Каждый желающий должен пройти обучение — школу вожатых. Я получила свой опыт в двух разных учреждениях. Казалось бы, одно дело, но уровень подготовки совершенно разный, да и программы сильно отличались. В итоге из двух организаций я выбрала лучшую — Start Energy.

Я прошла полугодовую школу вожатых, где у нас были не только лекции, на которых объясняли особенности нашей будущей работы, но и разные интерактивы. Главный вожатый Юрий проводил тренинги и отбирал среди всех желающих тех, кто действительно смог бы справиться с работой.

В начале я не боялась и смело влилась в коллектив. Лишь в первый день было лёгкое волнение из-за новых знакомств. Тренинги были разные, но всегда проходили в комфортной и дружелюбной атмосфере. На одних Юра рассказывал, как отличаются дети по возрасту, какие у них особенности, как лучше найти к ним подход. На других у нас были игры, но не обычные. Каждый приносил по десять игр и проводил одну самую интересную, а все остальные присутствующие должны были играть роль детей. Кто-то слушался, а кто-то был капризным ребёнком, и задача «вожатого» заключалась в том, чтобы справиться со всеми препятствиями. В это время Юра пристально наблюдал за нами и составлял психологический портрет каждого, а в конце подводил итог и указывал на ошибки.

Постепенно наша группа начала уменьшаться. Чем дальше проходило обучение, тем больше людей понимало, что не справится. И я вовсе не осуждаю этих ребят, а, наоборот, восхищаюсь их умением оценивать нагрузку. Ведь не стыдно прийти и понять, что это «не твоё» ремесло. Куда хуже начать работать, а потом уехать, бросив детей и свои обязанности на напарника. А таких случаев немало — стабильно пару человек уезжало со смены. Тогда начальству приходилось искать замену среди инструкторов или даже просить приехать на помощь другого вожатого. Всю серьёзность ситуации нам объясняли на тренингах, но, видимо, не каждый её осознал.

Обучение заканчивалось «маёвкой», а точнее поездкой в мае на три дня в лагерь в качестве детей. За это время мы должны были вернуться в детство и пройти всю программу в ускоренном темпе. На мой взгляд, это важная часть обучения, ведь такие, как я, которые ни разу не были в лагере, не понимают этого особенного ритма и эмоций. У нас был настолько плотный график, что эти три дня ощущались как неделя. Мы шили костюмы, учили танцы, выступали на сцене, придумывали название и девиз нашего отряда, а самое главное — узнавали друг друга лучше, постепенно становились ближе. Чуть позже я поняла слова Юры: «Когда в одном месте собираются много классных ребят, а вожатые — это всегда лучшие люди нашего общества, вы не сможете остаться равнодушными и станете не коллегами, а настоящей семьёй».

По возвращении Юра должен был дать окончательный ответ: будем мы работать или нет. Этого разговора я ждала с волнением. Я не боялась не найти общий язык с детьми, я боялась того, что начальство не увидит во мне работника лагеря, ведь вожатый — это не только тот, кто следит за малышами и развлекает их, но и человек, которому нужно взаимодействовать с коллективом, быть бесконечно креативным, выкладываться на все сто процентов. Да и ко всем этим общим требованиям добавлялись правила конкретно от директора лагеря, без выполнения которых мы не смогли бы работать.

Но все мои переживая были напрасны, я прекрасно прошла всю теоретическую часть и летом меня ждала практическая.

photo_2024-12-06_18-05-23.jpg

Виктория Мясникова

— Совпали ли ожидания и реальность в роли вожатого?

Елизавета Пащенко: Когда я ехала в лагерь, моим самым большим страхом было не уследить за каким-нибудь ребёнком. Потому что дети бывают разные, и на своём опыте, когда ещё сама была маленькой девочкой в лагере, знаю о том, что может произойти. Как только вожатый отворачивается и занимается делами, дети начинают хулиганить. Так всегда было и будет. И мне было очень страшно, что ребёнок что-то себе сломает или разобьёт голову. Мои опасения оправдались. На одной из смен, пока мы шили с ребятами костюмы, старшие мальчики из моего отряда носились. Они решили, что будет весело прыгнуть с тумбочки. В итоге один мальчик ударился об бетонную перекладину и рассёк себе голову. Мы не просто побежали в медпункт, мы долетели туда за 0,01 секунду. Врач был хороший, из Москвы, и он начал сразу зашивать мальчику голову. Я так испугалась. Думала, всё, его — в травмпункт, меня — за решётку, ещё и мама его будет звонить и ругаться. Но, к счастью, родители оказались довольно-таки адекватными. Они сказали: «Ну, бывает».

photo_2024-12-06_18-05-07.jpg

Ольга Минеева: Ожидания и реальность в целом совпали, потому что нас едва ли не ежедневно предупреждали о том, что будет тяжело. Никаких золотых гор никто не обещал, и розовые очки на нас не надевали. Но, разумеется, понимать, что будет тяжело, и ощущать это на себе — разные вещи, поэтому, безусловно, я была удивлена некоторым аспектами работы.

Виктория Мясникова: И да, и нет. Я была готова к физическим нагрузкам, но не до конца — к моральным. К детям у меня вопросов нет, от них я получала отдачу. Да, были мелкие разногласия, но не было проблем. Хлопоты доставил коллектив и руководство. Если бы не эти два фактора, смена прошла бы без сучка, без задоринки.

— Каковы достоинства и недостатки работы вожатым?

Елизавета Пащенко: Достоинства — это то время, которое ты проводишь с детьми, новые знакомства. В каком-то плане и открытия для себя, потому что дети бывают очень умными и мудрыми. Они замечают какие-то мелкие детали и подтексты и даже могут тебя чему-то научить. Из минусов — это недостаток сна. Каждый день мы проводим с энергичными детьми. Конечно, немножко устаёшь, учитывая при этом шестичасовой сон, который у нас был. Вставать по утрам было бы невыносимо, если бы не дети. Я просыпалась ради детей, чтобы дарить им хорошее настроение. Мне это нравилось, и благодаря этому я почти не чувствовала усталости. В принципе мы справлялись, договариваясь с другими вожатыми. Допустим, сегодня я посплю 30 минут в обед, завтра — они. Всё строилось на взаимопонимании и уважении.

Хочу сказать, что на пересменках ты хорошо перезагружаешься, потому что очень тяжело работать в таком сумасшедшем темпе. Были моменты, когда я заболевала, плохо себя чувствовала. Например, каждую смену меня продувало на водном квесте. И как-то я слегла с температурой. Но из-за того, что я горела работой и настолько это полюбила, да ещё и к мероприятию надо было готовиться, организм, видимо, мобилизовался, и в итоге болела я недолго.

Ольга Минеева: Достоинства, конечно, можно очень долго перечислять, но я назову самые основные. Безусловно, это опыт и очень яркие воспоминания. Я с уверенностью могу сказать, что лето было незабываемым. Это эмоции, ощущения, фотографии, которые я, кстати, пересматриваю до сих пор, и от них прям веет теплом. Я могу сказать, что это лето очень сильно меня поменяло. Опыт работы с детьми сделал меня намного старше, я очень многое поняла про себя через то, как я узнавала детей.

photo_2024-12-06_18-05-14.jpg

Если говорить о минусах, то самый главный, конечно, недостаток сна. Из-за этого появляется плохое самочувствие, переутомление, падает продуктивность, как следствие — возникают конфликты с начальством, потому что, разумеется, тебе говорят о недостатках твоей работы. Ну а ты, конечно, их не видишь, потому что прикладываешь нечеловеческие усилия, чтобы оставаться на плаву.

Ещё было довольно тяжело коммуницировать с некоторыми родителями, потому что не все они понимали, какая нагрузка за их детей лежит на вожатых. У нас было распределение: один вожатый из отряда занимается фотографиями, а другой держит связь с родителями, общается с ними. И несмотря на то, что мы разделили обязанности, всецело уйти, допустим, в съёмку нельзя. Так или иначе, ты всё время с детьми, ты всё время чем-то занимаешься, и было тяжело даже напоминать себе о том, что нужно фотографировать детей. И несмотря на то, что мы выполняли план — пять фотографий и одно видео в день, родителям было мало. Нас ругали из-за этого. Но ведь не объяснишь человеку, который не работал в такой сфере, как трудно, а в некоторых случаях даже невозможно за всем этим следить. В общем, конфликты с родителями из-за мелочей — это база.

Виктория Мясникова: Одно из главных достоинств за этот адский труд — дети. Даже спустя полгода я не могу без слёз на глазах вспоминать их.

Лагерь — это место эмоций, которые очень сближают и сплачивают. Я очень люблю детей и слишком быстро привыкала к ним за пару недель. Искренне радовалась их достижениям, была счастлива, когда они с горящими глазами бежали обниматься по вечерам в конце дискотеки, когда плакали и смеялись, вспоминая свои впечатления за день на Свечке, когда они все сплачивались и работали над общим делом. Всё это стоит потраченных нервов во время смены.

Теперь о недостатках. Одно из правил «Старт Энерджи», которое мне нравилось меньше всего и в процессе работы оно мне стало ещё больше ненавистным, — не спорить с начальством. Сначала думаешь: «Ну и что не так? Ведь эти люди давно работают и знают все нюансы. Не лучше ли будет довериться им в решении сложных вопросов?». Конечно, лучше, и это абсолютная правда, но не всегда эта формула работала. Зачастую эти «старички» (так называют вожатых, которые не первый год работают в лагерях) агрессивно настроены по отношению к новеньким, пытаются самоутвердиться за их счёт или даже выглядеть лучше в глазах начальства. Ведь кому поверит директор — новенькому или человеку, который уже не первый год хорошо отработал? Ответ очевиден. Нас постоянно ругали на планёрках, иногда сдавали нервы, и некоторые ребята уезжали прямо посреди смены, якобы не выдержав нагрузки, но все понимали, что они просто не выносят такого отношения и постоянной критики в свой адрес.

Я и сама столкнулась с такой проблемой, и, если бы не моя напарница, вероятно, тоже уехала бы. Здесь как раз и раскрываются «семейные взаимоотношения» — в этой моральной поддержке и готовности всегда выслушать. Именно для этого нужен напарник.

Но и с напарником может не повезти. В таком случае ваша смена станет пыткой. Как раз появляется и вторая проблема — конкуренция. Казалось бы, вы работаете ради одного дела, но люди бывают разные. Кто-то просто безответственный, а кто-то хочет выслужиться перед начальством, подставляя напарника и жалуясь на него. К сожалению, не поработав с человеком, ты не сможешь понять, к какому типу он относится. Вот тебе и «семья». Хотя, как говорится: «В семье не без урода».

photo_2024-12-07_13-10-42.jpg

Ольга Минеева

— Твоё самое яркое воспоминание со смены.

Елизавета Пащенко: На каждой смене у меня было очень много ярких эмоций, потому что я реально жила этим всё лето. Мне безумно нравилось находиться рядом с детьми, проходить квесты — всё это очень сплачивает. Дети остаются под таким впечатлением, что некоторые по восемь-девять раз приезжают в этот лагерь.

Из самых ярких впечатлений — мне очень нравится, когда дети делятся своими историями из жизни. Однажды мальчик рассказывал, как в 9 лет он хотел покрасоваться перед девочкой, которая ему нравилась. Решил сделать финт на самокате. В итоге он подпрыгнул, самокат ударил его в нос, и у него пошла кровь. Конечно, я ему сопереживала, но это было очень смешно.

Ещё была ситуация, когда мои мальчики на первой смене хотели перенести кровать в другую комнату. Они пыхтели, пытались её выкрутить, а в конце концов оказалось, что её можно было просто разложить.

Ольга Минеева: Довольно тяжёлый вопрос, потому что ярких воспоминаний очень много. Но если всё-таки выбирать, то это предпоследний день смены и общелагерная свечка, когда мы забыли все обиды, тревоги, недопонимания и просто наслаждались последними часами вместе. Я тогда очень сильно заболела, но, несмотря на это, мы с детьми до поздней ночи сидели вместе в комнате девчонок, которые на тот момент уже уехали по состоянию здоровья. Мы завалились в эту пустую комнату и очень долго и душевно разговаривали. В этот момент я даже как-то забыла, что это дети в моём отряде. Было ощущение, что я проводила последние минуты в кругу своих очень близких друзей. И в тот миг я поняла, какими родными они стали. Хоть мы и были вместе всего лишь пару недель, за это время мы очень сплотились, и я поняла, что каждый из них мне дорог, каждый из них что-то во мне повернул, что-то поменял.

Виктория Мясникова: Сложно выбрать самое яркое воспоминание за полтора месяца моей работы. Когда я задумалась об этом, мой мозг вытащил из памяти сотню счастливых моментов.

Наверное, я расскажу про Водный квест. Для меня это был самый весёлый день за всю смену. Мы с детьми проходили разные станции с заданиями, и фишка была в том, что участвовать могли не только дети, но и вожатые. Например, одно из заданий заключалось в том, что вожатый садится на землю и держит небольшое ведёрко, в то время как дети на определённом расстоянии должны были попадать в него из водных пистолетов. Конечно же, большинство целилось в лицо вожатого, а не в ведёрко, и это было действительно весело. Мы были все мокрые и счастливые, а для детей игра «быстрее облей вожатую, а потом убегай от неё» стала самой любимой.

Ещё одним из эмоционально ярких моментов был отъезд детей. Лично для меня этот день всегда был невыносимо тяжёлым. Из-за насыщенной ежедневной программы время в лагере воспринималось иначе: день как неделя. И я настолько привязывалась к детям за смену, что прощаться было очень трудно. Плакали все — и дети, и вожатые, и родители. Особенно сложно было после отъезда детей, когда коридоры тихие, а детские комнаты закрытые. Ходишь и не веришь, что смена закончилась. Тебе кажется, будто они ушли на море и с минуты на минуту вернутся в корпус. Но, увы, чуда не происходило.

photo_2024-12-06_18-05-18.jpg

— Какой главный урок ты вынесла из этой профессии?

Елизавета Пащенко: То, что нужно внимательнее следить за детьми, стараться быстрее их прощупать и узнать, оперативнее налаживать контакт, чтобы в конце концов не потерять его. Потому что дети бывают разные: кто-то может «забить» на мероприятия, а кто-то может другого забить кулаками. Я бы очень хотела вернуться в лагерь, потому что это очень классный опыт. Всем советую!

Ольга Минеева: На самом деле какого-то конкретного, поучительного, как из сказок, урока не было. Я просто очень многое поняла про себя, и самое главное — что при желании могу вообще всё. В лагере раскрыла в себе огромный потенциал: я могу шить костюм с нуля из очень маленького количества вещей, приспособленных для этого; могу наладить контакт с кем угодно; могу бегать, как марафонец. Могу всё, правда.

Наверное, мне бы хотелось вернуться в лагерь. Мне было бы интересно посмотреть, как я, имея уже какой-то опыт в этой сфере, проявлю себя вновь. Буду ли я повторять те же ошибки, будет ли мне так же сложно, как я буду относиться к детям и всему остальному.

Виктория Мясникова: Главное, что я поняла за это лето, вожатый — это работа для души. Нужно гореть этим делом, получать удовольствие от детей, нужно уметь одновременно и создавать праздник, и оставаться ответственным. Важно не нервничать лишний раз, сохранять спокойствие в любой ситуации и быстро находить решение любой проблемы. Только тогда ты не разочаруешься. Эта профессия не для всех, и не каждый сможет пройти этот путь, но если вам удалось — вы счастливчик, ведь детские улыбки — истинное счастье.

Светлана МИРОНОВА

Фото из личного архива героинь