Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Живу

Женщина как аксессуар: о чём нам говорят конкурсы красоты

Женщина как аксессуар: о чём нам говорят конкурсы красоты

Нешуточный скандал разгорелся в Ростове-на-Дону вокруг конкурса красоты. 29 июня на открытой площадке парка Первого мая проходило сразу два мероприятия: «Детская супермодель России» и «Лучшая модель Юга России». Однако внимание общественности привлёк именно детский конкурс. Фото и видео девочек в купальниках, опубликованные в сети случайным прохожим, вызвали шквал негативных комментариев. Пользователи возмущались открытостью мероприятия, присутствием взрослых мужчин в рядах зрителей и юным возрастом участниц.

Организатор конкурса, гендиректор компании «Имидж-Элит» Михаил Степура ответил взбудораженной общественности, что на фото — участницы от 15 до 23 лет, а баннер с названием конкурса для детей случайным образом попал в объектив прохожего. И добавил, что за конкурсантками наблюдали лишь их родители. Организатор был удивлён столь бурной реакции, потому как за 27 лет работы компании в этой сфере впервые столкнулся с подобным.

192f897acb63654b13e600b1013824bf.jpg

Тот самый ростовский конкурс

Нравы у общества действительно заметно изменились: в 90-е родители бились, чтобы их чадо попало на очередной конкурс красоты «Имидж-Элит», конкуренция была бешеная. Тогда людей вовсе не смущали полуголые тела детей. А сегодня все дружно набросились на компанию с обвинениями в педофилии и разврате.

Конечно, в 90-е победа в конкурсе красоты давала шанс круто изменить свою жизнь. Тысячи девушек мечтали примерить корону, стать признанными королевами красоты и встретить своего принца в финале. И ни для кого не секрет, что такие конкурсы в те годы превратились в рынок красивых девушек для состоятельных мужчин в кризисе среднего возраста.

3514a27c51528325066b4d30193cb328.jpg

С тех пор много воды утекло, да и в обществе интерес к подобным мероприятиям сошёл на нет. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, две трети опрошенных не следят за конкурсами красоты (65%), а каждый пятый только интересуется его результатами (24%). При этом в прямом эфире за событием наблюдает лишь 9% россиян. Так почему они до сих пор живы, если подавляющее большинство ими не интересуется? И почему родители до сих пор отправляют туда своих дочерей?

Конкурс красоты — это порождение индустриальной цивилизации. Ведь индустрия представляет собой тиражирование предметов и услуг, ориентирующихся на форму, которой все хотят подражать. И если эти предметы и услуги перестают быть эксклюзивными и продаваемыми, придумывают новую форму.

Так и победительниц таких конкурсов представляли как определённый стандарт, «форму» привлекательности, под которую себя захочет подогнать каждая вторая женщина. Для производителей одежды и косметики, косметологов, создателей рекламы новый стандарт предоставлял возможность для обогащения. Ведь платье «как у самой королевы красоты» для женщин кажется куда привлекательней, и они сметут все преграды на пути к вожделенной цели.

Женщину в таких конкурсах представляют как объект, а не как человека и личность. Чаще всего конкурсанток оценивают по внешности и фигуре. Интеллектуальные конкурсы если и есть, то выглядят скорее насмешкой: вопросы нарочито лёгкие и абстрактные и дают дополнительный повод посмеяться над участницами.

Вспомним бывшую супругу рэпера Тимати Алёну Шишкову. В 2012 году она участвовала в конкурсе «Мисс Россия», заняла второе место. Но настоящую популярность обрела лишь несколько лет спустя, после того как в Интернете завирусился ролик, названный одним из комментаторов «двумя минутами позора Алёны Шишковой». На видео был как раз так называемый интеллектуальный тур конкурса красоты, где на тот момент 19-летняя девушка не справилась со страхом и волнением на сцене и довольно несуразно ответила на очень лёгкий вопрос. Зал заливисто смеялся, и от этого Алёне было ещё труднее собраться с мыслями. Прошли годы, а над девушкой всё равно висит клеймо «глупой блондки»: «Меня недооценивают всю мою жизнь, меня считают глупой, предсказуемой, бесполезной, медленной, плаксивой. Мне это надоело…» — сказала Шишкова на одном из шоу.

yExwP0yS-OPVX4GVzNeFZ0Qaaz_1NzwD.jpg

Алёна Шишкова

Из-за чрезмерной объективизации девушки усваивают мысль о том, что их задача — быть красивым аксессуаром, желательно без собственного мнения. И тогда ты точно преуспеешь в жизни. Потом они взрослеют, сталкиваются с трудовым и экономическим неравенством и обнаруживают: для женщин социальные лифты работаю гораздо хуже, чем для мужчин. Так что проблема глубже, она встроена в общество и культуру и продолжает воспроизводиться в новых поколениях.

В нашей стране подобные состязания продолжают проводиться как на региональном, так и на федеральных уровнях. Мисс города, района, университета… Большинство конкурсов красоты состоят из одних и тех же этапов: дефиле в купальниках, дефиле в вечерних платьях и национальных костюмах, ответы на каверзные вопросы судей. Иногда участницы соревнуются ещё и в талантах: читают стихи, поют, исполняют национальные танцы и даже показывают фокусы. И если с конкурсами для совершеннолетних ещё хоть как-то можно смириться, то состязания детей вызывают достаточно противоречивые мысли. Если для взрослого человека это большой стресс, то что уж говорить о детской неокрепшей психике?

5294c9ce71081ed42b927c1b13.jpg

Печально от того факта, что модель поведения, свойственную этой индустрии прививают детям. Девочек заставляют ускоренно взрослеть и приобретать манеру поведения взрослой женщины. От сюда могут вытекать дальнейшие психологические проблемы для будущих девушек. Если в школе дети получают оценки за то, что выучили или не выучили урок, то здесь критерий оценки — внешность. Поэтому у девочек с ранних лет формируется представление, что их оценивают исключительно по наружности. Здравствуйте, комплексы, синдром дисморфомании (мысли о мнимом внешнем уродстве). Формируются искажённые представления о жизни, окружающем мире, искусственный образ красоты и стремление к определённым параметрам во внешности.

Решение этой проблемы предложил председатель Ассоциации производителей детских товаров, работ и услуг Михаил Ветров, который подхватил волну негодований общественности по поводу скандального конкурса красоты в Ростове-на-Дону, и направил обращение главе МВД. Он попросил ужесточить наказание в Уголовном кодексе РФ за склонение несовершеннолетних к участию в конкурсах и выставках, где их оценивают по физическим и физиологическим характеристикам. 

1383895664_makeup-for-girls-02.jpg

Хочется напомнить, в 2014 году депутаты уже вносили на рассмотрение законопроект, который запрещает несовершеннолетним участвовать в подобных конкурсах. Но это предложение не получило поддержки. Так депутат Госдумы Елена Мизулина, известная своей борьбой за нравственность, заявила, что не видит смысла в запрете детских конкурсов красоты. Тем не менее, прецедент запрета конкурсов красоты для детей в России есть: он действует в Краснодарском крае.

Ежегодно в мире проходят сотни конкурсов по поиску самой красивой и обаятельной. Такого рода развлечения имеют давнюю историю. Ещё в Древнем Вавилоне проводились соревнования для красавиц, где победительница получала не только титул самой красивой, но и цену, за которую её могли выкупить для женитьбы. Таким образом женщина становилась фактически товаром. К сожалению, и сегодня ситуация не сильно отличается от историй древности. Конкурсы красоты откатывают историю во времена, когда у женщин было ещё меньше прав, чем сейчас. Юным моделям разве что в зубы не заглядывают.

Алина ТОЛПИНСКАЯ