Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Живу

Безопасный Интернет и его главный защитник – медиаграмотность

Безопасный Интернет и его главный защитник – медиаграмотность

13 февраля ежегодно отмечается Всемирный день безопасного Интернета. В наше время сложно представить человека, не пользующегося услугами Паутины, но все ли делают это с осторожностью? Каждый день мы и наши личные данные находятся под угрозой именно благодаря стремительному развитию технологий. Какое явление можно назвать самым опасным в Интернете? Как можно уберечь себя от этих рисков? На эти и другие вопросы ответила Екатерина Рябова, специалист отдела информационной работы Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ)

— Как вы считаете, для чего в календаре нужен День безопасного интернета?

— Как правило, такие дни появляются не просто так. Чаще всего это опыт: крупные утечки, распространение информации, которая нанесла урон в офлайне, денежные убытки и так далее. Так что такие праздники являются отличным напоминанием для того, чтобы не допускать ошибок прошлого. И просто для того, чтобы понимать как устроен современный Интернет.  

— С какими проблемами работает ваша организация? Что можно отнести к терроризму и экстремизму в интернете?

— Наша глобальная миссия – это предотвратить распространение идеологии экстремизма и терроризма, в том числе в сети Интернет. На основе опыта взаимодействия и наблюдения создаем профилактические материалы: транслируем правила нетоксичного взаимодействия в сети Интернет, занимаемся профилактикой кибербуллинга. Аналитика включает в себя и мониторинг Интернета на предмет размещения материалов, распространяющих идеологию терроризма и экстремизма.

Мы создали отдельный курс «Киберволонтеры». Киберволонтеры — это добровольцы, которые ищут противоправный контент в сети. Их помощь очень важна, потому что автоматические сервисы по поиску пока ещё не столь совершенны, чтобы им доверить такую важную миссию.

Экстремизм и терроризм в Интернете – это распространение запрещенной в соответствии с федеральными законами № 35 и 114, символики, идейных установок, фото-, видео- и аудиоматериалов.

— Какие киберугрозы возникают чаще всего? Какие можно назвать самыми опасными?

— Самые опасные, как правило, это те, которые уже сложнее отличить от безобидных материалов: корпоративных писем, звонков от «руководителей», сгенерированных нейросетями. Чтобы понять, что ваше устройство взломано, достаточно заметить эти признаки:

  • Замедлилась его работа
  • Появляются новые файлы и приложения, наблюдается аномалия в их поведении
  • Часто всплывают системные сообщения об ошибках
  • Браузер работает медленно, при вводе адреса открывается другой ресурс, нет возможности закрыть вкладку
  • Антивирус отключился или стал работать некорректно. При включении компьютера операционная система не загружается
  • Не получается отключить устройство
  • Вашим знакомым приходят сообщения от вашего имени, которые вы не отправляли
  • В почтовом ящике много сообщений без адреса отправителя и темы письма

— Какие эффективные методы по обеспечению безопасности в интернете вы разработали?

— Все методы уже давно разработаны, остаётся только популяризировать и обращать на это внимание, чем и занимается наша организация. Самый главный защитник — это медиаграмотность и критическое мышление, которые люди должны развивать в себе.

— Есть ли серьёзные киберугрозы, которые люди, обычные пользователи сети, недооценивают?

— Серьёзность оценивается масштабом поражённого объекта. Взломать обычного пользователя и взломать правительственную IT-компанию — это совсем разные уровни опасности. А из действительно опасных инструментов можно выделить развитие нейросетей и технологии дипфейк.

— Какие слои населения наиболее уязвимы в вопросах кибербезопасности?

— Пожилые люди и люди с низким уровнем медиаграмотности, склонные принимать информацию на веру и забывать о критическом мышлении в состоянии паники. Однако, вне зависимости от возраста, люди могут быть не осведомлены о возможностях обезопасить свои данные, будь то персональные или корпоративные.

— Какие общие рекомендации можно дать людям, чтобы они с осторожностью пользовались интернетом?

— Чтобы избежать или минимизировать риски взлома устройства, нужно следовать данным рекомендациям:

  • Пользуйтесь надежными паролями, не применяйте один пароль для всех аккаунтов
  • Храните пароли в специализированных защищенных приложениях, например LastPass и Kaspersky Password Manager. Желательно не хранить в браузере.
  • Установите дополнительный пароль на телефон или на конкретное приложение.
  • Применяйте двухфакторную аутентификацию. Вход в личный кабинет нужно подтвердить с помощью другого устройства/ресурса. Генерируйте одноразовые коды с помощью Google Authenticator и Яндекс.Ключ.
  • Настройте видимость своих данных, ограничьте доступ к своему профилю. Будьте внимательны к тому, кого добавляете в друзья.
  • Проверяйте подключенные устройства
  • Не забудьте скрыть номер телефона и ограничьте поиск профиля по номеру.
  • Отключите геолокацию в приложении.
  • Проверьте, какие приложения имеют доступ к данным вашего аккаунта.
  • После авторизации с использованием соцсети, удаляйте данные, почистите файлы cookie.
  • Не передавайте важные файлы и личную информацию во время включенного VPN, а лучше вовсе откажитесь от его использования.
  • Открывайте ссылки только из надежных источников.
  • Не используйте мобильный банк при подключении к общественному WI-FI.
  • Не заряжайте свои устройства, используя общественные кабели.
  • Разграничьте использование персональных и служебных устройств для доступа в корпоративную сеть.

— Как родители могут оградить от интернет опасности буйного подростка, не испортив с ним отношения?

— Лучше понять, почему ребенок «буйный». Против чего его бунт?  

Ребёнка стоит научить правилам пребывания в Интернете и быть с ним открытыми. Тотальный контроль сокращает возможность, но не уберегает полностью от опасности. Если применять ограничивающие программы, необходимо учитывать, что стерильные условия – это не всегда хорошо. Лучше научить и показать, как взаимодействовать. Так гораздо эффективнее.

Светлана МИРОНОВА

Фото Алины Толпинской