Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Учусь

Клиповое мышление: не пролистывай!

Клиповое мышление: не пролистывай!

Из-за частного скроллинга соцсетей процесс выполнения поставленной задачи растягивается на долгие часы? Список непросмотренных фильмов и недочитанных книг растёт? Возможно, вы, как и большинство людей в современном мире, стали жертвами клипового мышления. Но не переживайте, всё не так плохо. И сейчас мы расскажем вам, почему.

Процесс получения и обработки информации человеком сильно изменился за последние годы. Сегодня представители нового поколения всё чаще и чаще сталкиваются с проблемой клипового мышления. Термин произошёл от английского слова clip – «фрагмент текста», «вырезка». Людям с таким образом мысли сложно долго концентрировать внимание на одном занятии, например, смотреть полнометражные фильмы или слушать лекции, не отвлекаясь на что-то ещё. Они воспринимают информацию фрагментами, яркими образами. Существует стереотип, что клиповое мышление – это крайне негативная вещь, которая не позволяет человеку полноценно учиться и развиваться.

Для того, чтобы лучше разобраться в теме, сначала мы провели мини-опрос среди студентов ЮФУ. Респондентами стали 30 человек. Около 90% из них имеют проблемы с концентрацией внимания. 50% опрошенных ежедневно тратят до трёх часов на просмотр видеороликов. И большинство из них лишь изредка проверяют информацию на достоверность и более широко изучают материал.

Далее мы побеседовали с психологами и узнали их мнение о клиповом мышлении.

В науке такого понятия нет

Доцент Академии психологии и педагогики ЮФУ Евгений Александрович Проненко объяснил, что термина «клиповое мышление» в науке не существует. По большей части это просто расхожее выражение, обозначающее неспособность человека на длительное изучение определённого материала, сложности в установлении свяжи между фактами.

На самом деле, механизмы мышления не изменились. Современный человек мыслит так же, как и люди 10, 30, 100, 1000 лет назад. Отличие лишь в том, что сегодня темп жизни ощутимо ускорился, и мы попросту вынуждены быстрее обрабатывать информацию. Несостоятельность теории о клиповом мышлении, по словам психолога, подкрепляется тем фактом, что множество людей, в том числе и молодых, предпочитают просмотреть фильм, почитать книгу, посетить спектакль, вместо того чтобы потратить своё время на короткие ролики.

Чаще всего мы имеем дело с перенасыщением информацией, когда у человека истощаются психологические ресурсы. В такие моменты трудно концентрироваться на одном деле не из-за изменений в нашем мышлении. Причина банальна – это обычная усталость. В некоторых ситуациях внимание рассеивается из-за неактуальности материала. Человеку может быть просто скучно.

Евгений Александрович убеждён, что бороться с клиповым мышлением не надо. Он призывает успокоиться и расслабиться, ведь ничего ужасного не происходит. Клиповое мышление – это ряд привычек, которые были сформированы в условиях большого количества контента. Мозг пластичен и быстро привыкает к многозадачности и постоянному переключению с одной темы на другую. Он приспосабливается к обстоятельствам, в которых мы сейчас существуем. И это не плохо, это - естественный процесс, характерный не только для современного поколения, а для общества в целом.

Для тех, кто хотел бы научиться более детально работать с информацией, дольше концентрировать внимание на одном вопросе Евгений Проненко дал следующие рекомендации:

  • Качественнее работать с материалом. Например, после прочтения текста, разделить его на части и проанализировать.
  • Научиться структурировать своё мышление. Стараться не изучать много вопросов поверхностно, а углубиться в несколько наиболее интересующих тем.
  • Помнить о когнитивной перегрузке и эффективном распределении ресурсов. Необходимо задать себе вопрос: сколько информации мне комфортно усвоить за один день?

В теме клипового мышления много конспирологии. В интернете часто можно наткнуться на статьи, где читателей пугают этим термином. Но наш психолог уверяет, что это не проблема, а возможность более быстрого и эффективного усвоения информации.

Есть и положительные стороны

Для более полного понимания проблемы мы решили выслушать ещё одно мнение и обратились к практикующему психологу Виктории Витальевне Башкиревой. По мнению специалиста, в основе клипового мышления лежит механизм «чем проще, тем быстрее». Он помогает подобному образу мысли увеличивать темпы распространения в современном обществе.

Создаётся большое количество контента, насыщенное яркими стимулами, как визуальными, так и аудиальными. Это вызывает у человека позитивные эмоции и способствует формированию зависимости. В надежде повторно ощутить приятные ощущения люди продолжают проводить время, листая ленту в социальных сетях. И если взрослый осознанный человек способен контролировать своё время, то подростки находятся в уязвимом положении. Часто наблюдается ситуация, когда школьники не могут отвлечься от гаджетов, и это влияет на их способность усваивать материал. Кроме этого, клиповое мышление усложнило труд педагога. Раньше, чтобы провести интересную пару, достаточно было только артистичности и харизмы преподавателя. Сейчас материал должен подкрепляться определённой визуальной составляющей.

Психолог обращает внимание: молодому поколению не хватает понимания того, что для создания ярких коротких видео автору необходимо иметь системное мышление и более развернутые глубокие знания темы. Сложно сформировать реальное представление о картине мира, руководствуясь лишь поверхностными знаниями.

Но Виктория Витальевна видит и положительные стороны клипового мышления. По её мнению, если короткое видео в социальных сетях подстёгивает человека к получению более ёмкой информации, то это может быть ключом к успеху. Видя яркий стимул, мы понимаем, что нам нравится и стремимся реализовать себя в определённой сфере. Например, после просмотра клипов любимой группы начнём заниматься вокалом.

Как считает психолог, борьба с клиповым мышлением будет иметь противоположный эффект. Лучше отвлекать своё внимание на интересные вещи, наполнять жизнь новыми увлечениями. Необходимо тренировать свой мозг и не злоупотреблять быстрыми источниками дофамина.

Яна ЦЫФАРОВА, Елизавета БАРСУКОВА, Софья ТОКАРЕВА