
Чехов и кино: лучшие экранизации чеховских произведений
7 мая в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ прошло открытое заседание студенческого научного общества «Мир Чехова». На встрече студенты направления «Отечественная филология» обсуждали отечественные киноадаптации чеховских текстов 60-х, 70-х и 80-х годов. В центре внимания оказался фильм «Семейное счастье» (1969), ставший примером глубокого художественного переосмысления прозы Чехова в советском кинематографе. Давайте же вспомним и другие выдающиеся экранизации, вечную, любимую классику, благодаря которой Антоша Чехонте обрёл новую жизнь на экране.
«Человек в футляре» (1939), реж. Исидор Анненский
В области экранизации классиков часто используется фраза: «прочесть текст по-новому». Режиссёры адаптируют сюжет, вносят туда свои правки, часто отходят от оригинала. Так было с фильмом «Семейное счастье», которое студенты рассмотрели на заседании СНО, а также с ещё одним произведением Чехова — «Человек в футляре». Это одна из первых серьёзных экранизаций чеховской прозы. Режиссёр фильма Исидор Анненский решил «углубить» образ Беликова в фильме и тем самым создал совершенно иного персонажа. В произведении главный герой смешон в своем ничтожестве, жалок и глуп, а его внутренний мир совершенно скуден. Актёр Н. Хмелёв обыгрывает Беликова по-другому. Он изображает сухого педанта, такого же тупого, как и в произведении, но со своей внутренней силой. Знаменитое «как бы чего не случилось» у Хмелева звучит, скорее, угрожающе, а не испуганно, как это было в книге. Актёра в этом винить нельзя, так как он просто воспроизводил замысел автора.
«Дама с собачкой» (1960), реж. Иосиф Хейфиц
Одна из самых тонких и чувственных экранизаций чеховской прозы. Алексей Баталов (Гуров) для роли придумал облик персонажа и так органично выглядел в созданном образе, что современники Чехова говорили о его сходстве с писателем. Актёр ходил, немного ссутулившись, и специально носил ботинки на пару размеров больше. Ия Саввина (Анна Сергеевна) справилась с главной женской ролью, несмотря на отсутствие специального образования. Во время приёмки картины на худсовете «Ленфильма» народный артист СССР Фридрих Эрмлер отметил, что ему нравится Анна в исполнении Саввиной, а интонация её голоса музыкальна и бесконечно волнует.
Интересный факт: во время работы над фильмом возникали сложности со шпицем Джилли, который хаотически гавкал и срывал дубли. Чтобы снять сцену прогулки по набережной, Баталов намотал поводок на руку и потянул так сильно, что пёс остолбенел. Пока это состояние у животного не прошло, актёр передал поводок Саввиной.
«В городе С.» (1966), реж. Иосиф Хейфиц
«В городе С.» — так называется фильм, повторяющий сюжет чеховского «Ионыча». В нём повествуется о превращении честолюбивого, полного планов земского врача Старцева, в скучного доктора Ионыча. В основном фильм снимался в Симферополе, один эпизод был снят в Евпатории, а деревенские сцены — в музее-усадьбе А. П. Чехова в Мелихове. В 1967 году фильм получил приз «Капитолийский юпитер» на Международном кинофестивале в Риме (Италия).
«Каштанка» (1975), реж. Роман Балаян
В отличие от литературного первоисточника, главным персонажем фильма стал клоун месье Жорж. В произведении Чехова он намного проще, а Балаян решил усложнить его образ. Герой сам стирает свой костюм, один ужинает, курит в своём кресле в полной тишине. От одиночества его спасают только животные.
Фильм состоит из восьми частей, которые (кроме первой) озаглавлены соответственно главам чеховского рассказа. Первая часть (у Чехова — «Дурное поведение») осталась без названия, поскольку в фильме причиной того, что Каштанка потерялась, стало не дурное поведение собаки, а происшествие с Лукой Александровичем, который пьяным провалился на улице в люк.
В 1977 году на кинофестивале «Молодые — молодым» в Киеве фильм получил диплом «За удачную экранизацию» (Роман Балаян) и приз Госкино УССР «За операторскую работу» (Александр Итыгилов).
«Мой ласковый и нежный зверь» (1978), реж. Эмиль Лотяну
Знаменитая советская классика тоже берёт своё вдохновение из чеховских сюжетов. Молдавский режиссер поставил фильм по мотивам ранней повести Чехова «Драма на охоте». Новая картина тоже стала очень известной и любимой среди зрителей. Особую популярность получил вальс, сочинённый композитором Евгением Догой. С момента выхода фильма прошло уже 47 лет, но даже сегодня вальс Евгения Доги тесно связан с образом Ольги, исполненной 16-летней Галиной Беляевой.
Как мы знаем, чеховские произведения неоднократно адаптировались советскими и современными режиссёрами. Фильмы меняли своё название, туда добавлялись новые сцены, образы персонажей значительно отличались от чеховских, но гениальность самого писателя была и остаётся прежней. Великий классик всегда будет живым и нужным — не только на страницах книг, но и на экранах.
Анастасия ТИМОШЕНКО