
Как ИИ влияет на обучение?
Нейросети появились не так давно, но уже прочно вошли в нашу жизнь. Кто-то использует их для работы, кто-то — для развлечения. Некоторые даже общаются с чат-ботами, чтобы побороть одиночество. Всё чаще искусственный интеллект применяется в образовании. И здесь возникает важный вопрос: насколько это уместно и безопасно? Как регулярное использование ИИ влияет на качество знаний, на мотивацию и на сам образовательный процесс?
Развитие
Может показаться, что нейросети возникли внезапно, но это не так. Первые модели машинного обучения, из которых впоследствии сформировалась концепция искусственного интеллекта, начали разрабатываться ещё в 1940–1950-е годы. Те нейросети, какими мы их знаем сегодня, стали активно развиваться после 2010 года и постепенно проникли в повседневную жизнь. Самый известный на сегодня чат-бот — ChatGPT от компании OpenAI — стал публично доступен в ноябре 2022 года. Спустя полгода появился российский аналог — нейросеть от «Яндекса», представленная в мае 2023 года.
С тех пор кажется, что ИИ повсюду. В медиапространстве регулярно появляются новости об искусственном интеллекте — от нововведений в технологиях до споров о будущем образования и профессий.
Например, два года назад студент из Москвы написал дипломную работу с помощью нейросети. Тогда это вызвало волну обсуждений относительно будущего образования. А что происходит сейчас? В начале апреля этого года искусственный интеллект стал студентом Венского университета. Звучит как шутка, но это факт: нейросеть по имени Флинн успешно прошла вступительные испытания и была зачислена на программу по цифровому искусству наравне с другими студентами.
Как нейросети влияют на образование?
Использование ИИ в образовательной среде вызывает всё больше дискуссий. Это инструмент, который, с одной стороны, может существенно облегчить процесс обучения, а с другой — создать новые вызовы и риски.
Разберёмся в плюсах и минусах.
ПЛЮСЫ
Нейросети значительно упрощают процесс получения знаний. Теперь не нужно тратить часы на поиск, чтение и анализ информации — многие задачи можно поручить ИИ. Он может помочь написать эссе или доклад, выделить главное из объёмного массива информации, предложить темы и идеи для исследования, структурировать материал. Кроме того, ИИ делает знания более доступными. Ещё несколько лет назад значительная часть информации в интернете оставалась недоступной из-за языкового барьера. Переводы занимали много времени и нередко страдали от неточностей. Теперь нейросеть может быстро перевести и даже пересказать любой текст или видео на нужном языке, сохранив смысл и структуру. Это открывает новые возможности для самообразования и изучения иностранных источников.
МИНУСЫ
Однако у такого, казалось бы, идеального инструмента есть и побочные эффекты. Главная проблема — формирование зависимости от технологий. Зачем тратить часы на то, что ИИ может сделать за секунды? Это приводит к списыванию, отказу мыслить самостоятельно и снижению мотивации к обучению. Со временем учащиеся могут утратить важные навыки анализа, самостоятельного поиска информации, критического мышления и творческого подхода. Не стоит забывать и о том, что ИИ — это всего лишь переработка уже существующих знаний. Нейросеть не создает принципиально нового, а лишь компилирует информацию из имеющихся источников. Это ограничивает креативный потенциал, особенно если пользователь полностью полагается на нейросеть и не вносит ничего своего.
Исследования и прогнозы
Тем не менее, относиться к ИИ исключительно как к угрозе тоже неверно. Учёные из китайского Yango University провели исследование влияния искусственного интеллекта на образовательную сферу и пришли к обнадёживающим выводам. Они прогнозируют, что в ближайшем будущем искусственный интеллект позволит персонализировать обучение: чат-боты будут адаптироваться к уровню подготовки, стилю мышления и интересам конкретного ученика, подбирая подходящий материал и темп обучения. Это может повысить эффективность усвоения знаний и сделать процесс обучения более гибким и комфортным. Также учёные считают, что ИИ сможет не только учитывать когнитивные особенности, но и анализировать эмоциональное состояние учащегося, поддерживать мотивацию, развивать воображение и творческое мышление, влиять на инициативность. Таким образом, ИИ может стать не просто помощником, а настоящим партнёром в процессе обучения.
По мнению исследователей, положительные стороны ИИ в образовании в будущем могут перевесить негативные — при условии разумного и этичного использования.
Что же делать?
Сегодня нейросети нельзя рассматривать как замену человеческому уму. Это — помощники, которые способны ускорить, упростить и разнообразить процесс обучения. Но они не должны заменять собственное мышление.
Полина ЖЕЛЕЗНЯК
Фото с сайта ru.freepik.com