Звонки в три часа ночи, ложь и плагиат: как нельзя общаться с преподавателями
Прошли те времена, когда между студентом и преподавателем вуза стояла незримая стена, и общение было на чрезмерно уважительном, иногда даже подобострастном уровне.
Сейчас преподаватели вуза более открытые, демократичные, а нынешние средства связи и интернета делают доступным телефон любого преподавателя. Как не злоупотребить доверием и не перейти невидимую черту в общении?
Существует множество ошибок, которые из раза в раз совершают студенты, совсем не понимая, что их поведение может выглядеть как неуважение к преподавателю.
Наш корреспондент попросил Анатолия Вениаминовича Скопинцева, профессора кафедры архитектурного и средового проектирования ААИ ЮФУ, сформулировать главные правила поведения студента.
Анатолий Вениаминович Скопинцев, профессор кафедры архитектурного и средового проектирования ААИ ЮФУ
Одно из главных правил – уважать личное время преподавателя, не звонить и не беспокоить его. Или звонить, хотя бы до начала сна. В творческих вузах (архитектурного, дизайнерского профиля) порою можно услышать в три часа ночи звонок руководителю дипломного проекта: «Посмотрите, пожалуйста, чертежи, чтобы я их мог к утру отдать на распечатку…»
Второе правило – честность. Не юлить, и не обманывать преподавателя, скрывая свою нерадивость, лень, придумывая разные нелепые поводы. Всё равно это читается в глазах и на лице…
Не заниматься плагиатом – не заимствовать и не воровать чужие идеи, концепции, проекты при выполнении творческих заданий. Главная задача преподавателя – сделать творческий процесс мышления студента – открытым! И если его обманывают на этом пути… Лучше делать всё самому, пусть где-то неверно. Но стремление к тому, чтобы разобраться, всегда чувствуется и приветствуется. И это гораздо правильнее, нежели списывать, якобы правильно, с терминами, которых вы даже смысл не понимаете.
Не скрываться за чужим лицом. В общем потоке ответов на блиц-опросе легко продублировать правильный ответ другого студента или своего друга. Вы ставите преподавателя в неловкое положение – ставить одну оценку пополам на двоих.
Не приносить подарки. В отдельных вузах – это норма: дарить подарки, презенты после сдачи зачёта, получения диплома, защиты проекта, на праздники. В творческих вузах обычно такое поведение не приветствуется. Главный подарок преподавателю – это талантливый студент, генерирующий идеи и самостоятельно думающий.
Не прикрываться именем преподавателя. Отдельные магистры в погоне за быстрой публикацией отправляют в редакцию научного журнала неотредактированные статьи, написав в соавторах фамилию своего научного руководителя, понадеявшись на его «регалии» (уч. степень, должность). Преподавателю приходится потом подтверждать свою репутацию, отвечая на нелепые замечания редакции и рецензента.
Оправдывайте всеми силами время, энергию и творческие усилия преподавателя, потраченные на вас. Нередко после длительной консультации дипломника и массы профессиональных советов, исправлений и наставлений в адрес его дипломной работы, на следующий день перед государственной экзаменационной комиссией выставляется недоделанная, нерадиво выполненная выпускная квалификационная работа. Руководителю дипломного проекта остаётся только сгорать со стыда, выступая перед комиссией с отзывом на своего студента.
Помните, как наши ошибки в общении могут огорчить преподавателей. Будем внимательнее к своим словам и поступкам. Успехов!
Марина СКОРИНА
Фото Алины Толпинской и из личного архива А.В. Скопинцева