Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Творю

Ни один журналист не пострадал, а вот самокатам не повезло

Ни один журналист не пострадал, а вот самокатам не повезло

Они были молоды, прогрессивны, полны энергии и ярко светили всеми цветами радуги. С самого утра их выстраивали в ряд на Пушкинской. Они ожидали, пока тот или иной прохожий не махнет рукой на пешую прогулку, вспомнив о них, подойдёт, отсканирует QR-код и поедет осваивать Ростов на электросамокате. Все было мирно до тех пор, пока студенты-журналисты не решили продвигать  в массы правила дорожного движения — тогда-то всё и пошло наперекосяк. На самокатах продолжали кататься, но теперь зачем-то намеренно сбивали людей и имитировали падения. Впервые Пушкинская увидела самокатчиков в мотошлеме и военной экипировке. Впрочем, обо всём по порядку.

Учиться на журналистике — значит, быть готовым к любому движу. Так однажды мы получили задание отснять серию видеороликов для социальных сетей региональной ГИБДД. Призывали отнестись к заданию творчески, но не забыть о сверхзадаче: донести до зрителя всю ценность правил дорожного движения. Мы подошли радикально. Недолго думая, решили, что будем снимать в формате визуальной новеллы: погрузим её персонажей в «реальные» ситуации на дорогах и на их примерах обратим внимание зрителей на ПДД. Распределили обязанности, написали за пару дней сценарии и определились с реквизитом. 

Уже в ближайшую субботу мы с ребятами стекаемся на переулок Университетский. С одной стороны — привычная экипировка журналиста в виде петличек, штативов и стабилизаторов, с другой — световозвращающий жилет и защитная экипировка. Последнее, признаться, достать оказалось сложнее, чем мы ожидали. Поэтому ничего не оставалось, как взять шлем для мотоцикла и военную экипировку. Безопасность превыше всего, даже в кадре!

 

photo_2025-05-25_01.12.28.jpeg

 

А главный реквизит ждал нас на Пушкинской, у Публички.  Из списка предложенных тем мы специально выбирали те, которые связаны с самокатами. Ведь за этими, казалось бы, простыми средствами передвижения скрывается целый мир историй, которые мы жаждем рассказать. Историй, где самокат становится не просто транспортом, а катализатором событий, ключом к человеческим взаимоотношениям и даже… ключом к нашей виртуальной игре.

В первой новелле он стал проводником в мир дорожной этики. Съемочная площадка развернулась в оживлённом, но контролируемом районе города. Парни — Александр и Артём — воплотили персонажей этой игры, которые своим примером показали важность взаимовежливости на дорогах.

Первый эпизод — сцена с переходом через дорогу. 

— Какая взаимовежливость? Я о таком не слышал…

— Стой! Мы же на переходе!

Сначала нужно проявить вежливость к водителям, которые проявили её к нам, остановившись перед «зеброй». Режиссёр долго думает, какой вариант выбрать: бесстрашно проигнорировать машины или благодарно кивнуть им. Останавливаемся на втором. Кадр получается поучительным: важно дождаться, пока машина остановится, и лишь потом переходить дорогу.

Зато оператор Настя решает проверить на себе первый вариант, ведь самый удачный ракурс на походку парней открывается прямо с середины дороги. Мы руководствуемся народным принципом: «Оператор никогда не умирает», —  поэтому как только поток машин проезжает, наша Настя смело выбегает в центр проезжей части, снимает и уносит ноги, как только видит машину рядом или слышит крики съемочной группы: «Настя, машина!»

Кульминация — сцена с электросамокатом, где водителем становится уже наш актёр. Саша надевает экипировку, готовится выжать всю возможную мощность из самоката и… останавливается, чтобы пропустить пешехода. Тот, в свою очередь, благодарит кивком головы. В этот момент на площадке воцарилось ощущение удовлетворения. Актёры смеялись с разговорчивого электросамоката, просящего не толкаться, а монтажёр молился на качественный звук с отснятых исходников. Ему стоит знатно постараться, чтобы вырезать каждый «Пожалуйста, поднимите меня» и «Не толкайтесь» от нашего новоиспеченного «актёра».

 

image.jpeg

 

Самокат отправляется отдыхать, пока режиссёр очередной новеллы ищет актёра на роль «грустной девочки». Не прочитав сценарий заранее, одна из нас вызывается быть королевой этой драмы. Уже на месте Варя раскрывает концепцию своей истории. Она писала сценарий на тему «Внимание на дорогу. Факторы отвлечения» и хотела показать, как наушники, капюшоны и гаджеты мешают безопасности. Для этого она выбрала образ печальной девочки, которая так сильно расстроилась из-за расставания с парнем, что забыла о собственной безопасности, нацепила на себя всевозможные факторы отвлечения и попала под машину. Происходит осознание: амплуа актрисы с предлагаемой ролью не сходится. Именно поэтому первый кадр мы снимаем пятнадцать минут — а это, на секунду, единственная фраза: «Я не могу смириться с тем, что мы расстались». Причём в половине случаев её так и не проговаривают до конца — съёмочная группа уходит в хохот снова и снова. Вся Пушкинская точно запомнила, что я драматично не могу с чем-то смириться, а вот с чем — кажется, никто и не расслышал.  

— Алина, тебя бросил парень, тебе должно быть грустно. Не смотри на меня, ты начинаешь смеяться! Вспомни что-то плохое, выдержи паузу, — уговаривает режиссёр Варя, руководящая из-за кадра.

— Ага! — отвечаю, собираюсь с мыслями, чтобы озвучить единственную реплику, и снова валюсь, как только оператор даёт отмашку. — Ребят, простите! Это правда очень смешная ситуация…

Следующая задумка режиссёра такова: «грустной девочке» (уже после того, как её в агонии сбила машина, и она решила переосмыслить своё существование) нужно задумчиво взглянуть на проезжающие автомобили и избавиться от факторов отвлечения. Благо съёмки проходят рядом с Дворцом бракосочетания в субботу, так что проблем с декорацией в виде колонны машин не возникает. Тем не менее, мы пропускаем уже второй свадебный кортеж: то в реквизитных наушниках включается любимый съёмочной группой Rammstein, и мы уже запеваем его песню, то ветер превратит грустную девочку в Медузу Горгону, то она не успевает вовремя бросить взгляд на дорогу.

Благодаря роликам ГИБДД мы научились не только аккуратно ездить, но и безопасно падать. В следующей новелле самокат превращается из реквизита в главного героя. Одна из нас становится лицом этой истории. Её задача — показать, насколько опасно пренебрегать защитной экипировкой. Но сначала нам предстоит освоить этот вид транспорта… Несколько курьёзных попыток вовремя заскочить на самокат, проехать по велодорожке, разогнаться до максимальной скорости и остановиться, выжав тормоз, а не ногами, — и вот оно! Спустя пятнадцать минут мы уже профессионально падаем и эффектно врезаемся в кадре. Нам просто необходимо показать, насколько опасно отказываться от защиты. 

 

IMG_6973_3.jpg

 

После серии «удачных» дублей падений без экипировки пришло время облачиться в защиту. Знакомый шлем для мотоцикла и внушительное «военное обмундирование» снова в деле. И тут возникли сложности: экипировка явно рассчитана на более габаритных людей. Шлем упорно сползал на глаза, а налокотники категорически отказывались застегиваться.

— Кажется, я что-то делаю не так. Разве защита должна именно так сидеть на мне?

— Нужна помощь?

— Так и должно быть?

— Определённо, нет!

 

photo_2025-05-25_01.19.26.jpeg

 

Чтобы оптимизировать время, мы арендовали самокат на час и попытались снять все необходимые эпизоды за один раз. И, как это часто бывает, забыли о вводной части с играющими девушками. В итоге за час до дедлайна мы перемещаемся на ближайшую скамейку с Настей и Викой и в спешке репетируем реплики. Несколько дублей, шумная детская площадка в качестве фона и полные отчаяния крики оператора — и, наконец, готово!

Для финального штриха нам понадобилась ночь. Именно в темноте световозвращающий жилет раскрывает свою главную функцию, которая понадобилась в новелле о световозвращающих элементах. Настя и Катя отыгрывают сцену, изображая увлечённых новеллой девушек. Правда, одна то и дело срывается на смех, не в силах справиться со своими репликами, а вторая упорно называет световозвращающий жилет «значком». 

 

photo_2025-05-25_01.26.25.jpeg

 

Вскоре на съёмочную площадку прибывает новый герой — Андрей. Он ещё не подозревает, что в ближайшие полчаса ему предстоит спасаться бегством от электросамоката.

— Жилет? Что вы снимаете?

— Тебя будут сбивать. 

Первым делом — кадр у светофора. Перед героем стоит выбор: перебежать дорогу или дождаться зелёного сигнала. Разумеется, мы дорожим здоровьем актёров (тем более, это только первая сцена из трёх!), поэтому терпеливо ждём зелёного света целых три раза. Почему три? Потому что оператор — натура творческая, и поймать идеальную походку героя оказалось непростой задачей, занявшей добрых десять минут. Кадр всё же получается великолепным, и мы двигаемся дальше.

После долгих поисков подходящего достаточно затемнённого переулка актёры занимают свои позиции, оператор настраивает свет и подбирает оптимальный ракурс, а мы готовим нашего «скоростного попутчика» к эффектной поездке. И вот тут нас ждал неприятный сюрприз: один из тормозов самоката оказался неисправен. Новость эта звучит особенно прискорбно в ситуации, когда перед актёром стоит задача вовремя затормозить перед «прохожим». После нескольких неудачных попыток остановиться в метре от Андрея, его истошных криков и упрека: «Ты же говорила, что разбираешься в этой теме!» — нужный кадр отснят. 

Съёмки завершаются, но в жилах кипит студенческий адреналин. Поэтому мы ещё некоторое время гоняем по ночным улицам, стараясь соблюдать все правила дорожного движения. В конце концов, мы их уже выучили наизусть. 

 

photo_2025-05-25_01.20.24.jpeg

 

Алина ВИНДИЛОВИЧ, Алина ЗАРУБИНА

Фото из личного архива авторов