Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Творю

Как писателю привлечь и удержать аудиторию с помощью «Телеграм»

Как писателю привлечь и удержать аудиторию с помощью «Телеграм»

В реалиях нынешнего литературного рынка как начинающему, так и успешному писателю нужно поддерживать контакт с аудиторией, чтобы оставаться актуальным. Многие современные прозаики, поэты и литературные журналисты активно пользуются «Телеграмом» для решения этой задачи. Поэтому сегодня я поделюсь разбором трёх кейсов популярных телеграм-каналов литераторов, где мы увидим, как разница в контенте отражается в форматах, выпускаемых на телеграм-каналах наших сегодняшних героев: писателя и общественного деятеля Захара Прилепина, проекта литературных обзоров «Хемингуэй позвонит» и личного канала писательницы визуальных новелл «ася, садись и пиши».

Начнём с канала Захара Прилепина. В середине нулевых Прилепин получил известность благодаря роману о чеченской войне «Патологии». Сегодня его канал в «Телеграме» насчитывает более 260 000 подписчиков. Сразу заметно, что канал посвящён литературной деятельности Прилепина в малой пропорции, относительно его других публикаций: репосты комментариев о геополитике из других каналов, комментарии самого Прилепина о геополитике и роли в ней России. Публикует Прилепин и собственные интервью, которые регулярно даёт журналистам. Учитывая общественную и политическую деятельность Прилепина (он входит в Общественный совет при Минобороны РФ и в Совет при президенте РФ по культуре и искусству), такое содержание телеграм-канала идёт рука об руку с интересами аудитории. В свете того, что Прилепин известен как активный патриот, его канал это отражает. Но что, всё-таки, связано напрямую с писательством в канале Прилепина, так это стихи, которые он с регулярной периодичностью публикует, и во многом не собственные, а своих товарищей. Тематика та же — боевые действия, доблесть и честь, защита Родины.

 

avtor.jpg

 

Как мы увидели на примере публикаций Прилепина, непосредственно писательскому творчеству не посвящено практически никакого пространства его телеграм-канала. Зато именно такой — актуальный и патриотичный — формат позволяет ему попасть в целевую аудиторию и удержать её интерес.

Перейдём к проекту «Хемингуэй позвонит» — для писателей. Канал, пускай и относительно небольшой (10 000 подписчиков), сочетает тексты разных форматов, предназначенные для помощи и наставления писателей «на путь истинный» — чётко, понятно, без обиняков. С одной стороны, публикуются подборки книг по какой-либо теме («Деменция в литературе»), советы писателям и тематические списки («Как понять, что ты НЕ писатель?», «Как перестать «начинать» и уже, наконец, ЗАКОНЧИТЬ текст»). С другой, существенная часть всех постов посвящена деятельности автора «Хемингуэя» Егора Апполонова за рамками канала (лекции, вебинары и другие выступления), а также конкурсам. На публикации первой категории публика канала активизируется и ставит «реакции», пишет комментарии. Конкурсы и самореклама автора же, наоборот, не вызывает большого интереса публики, судя по активности в «Телеграме».

Что примечательно в «Хемингуэй позвонит», так это тон общения с публикой. Разговор с аудиторией на уровне «мотивирующего пинка», что видно в языке автора, очевидно ставит её в несколько подчинённое положение, однако и обладает провокативным характером: всё-таки, сложно оторваться от чтения поста, где тебе объясняют, в чём ты несовершенен или даже неполноценен как писатель. В то же время Егор Апполонов и продаёт рекламу на канале, благодаря чему повышает к нему интерес для малоизвестных писателей, ищущих больший охват своему творчеству. 

Наконец, перейдём к каналу «ася, садись и пиши». Сразу бросается в глаза, насколько личный и тёплый подход у ведущей канала к аудитории из чуть более 1800 подписчиков. Посты написаны так, как будто ведётся лёгкая беседа с любимым другом. Содержание очень личное: автор рассказывает про срок своих родов, про страхи предрассудков, делится маленькими радостями (как та, что ей стали ставить «звёздочки» — платные значки под телеграм-публикациями). Это сильно отличает подход автора «аси» от двух других каналов. Форматы здесь также разнообразные: краткие отзывы на недавно прочитанные автором книги, открытое обсуждение планов автора на будущие произведения, мнение о распространённых точках зрения на процесс написания историй, описание мимолётных жизненных впечатлений.

 

avtor_3.jpg

Пост с канала «ася, садись и пиши»: "Привет, Фёдор Егорович. Твоя история начинается. Надеюсь, она будет интересной, светлой и радостной".

 

Заслуживает отдельного упоминания активность аудитории: «асю» не только лайкают и поддерживают «звёздочками», но также активно пишут комментарии. Это особенно заметно в сопоставлении с «Хемингуэй позвонит», где подобная активность не наблюдается, хотя читателей там более чем в пять раз больше. Видно, как автор «аси» метко «попадает» в свою аудиторию и умело может её удержать личными, трогательными и откровенными постами, которые помогают не только рассказать читателям о новых эпизодах её визуальных новелл, но и выстроить эмоциональный контакт с аудиторией, которая начинает следить помимо творчества и за самим творцом. Так, канал приобретает дополнительную ценность, становясь одновременно и личным дневником-блогом автора, и средством информирования аудитории о скором выходе новинок.

В разнице подходов Прилепина, Апполонова и «аси» отражается представление авторов об их аудитории. Выполнять такой разбор, какой получился у нас сегодня, это отличная возможность поучиться у тех, кто уже находится в литературном бизнесе. 

Но главное, помнить, что залог успеха — в понимании своей аудитории!

Александр ВОРОБЬЁВ