«Ты либо живёшь на сцене, либо на неё не выходишь»: как молодое поколение открывает для себя искусство театра?
В мире, где экранные образы часто кажутся пустыми, а искренность — редкостью, невольно задумываешься: есть ли место настоящему искусству? Существует ли поколение, готовое творить, чувствовать и отдавать себя без остатка? Сегодня мы попробуем найти ответ, поговорив с человеком, для которого сцена — это не просто место, а целая вселенная.
Виталина Балакина, студентка 2-го курса направления «Журналистика» ДонГУ. За её плечами 10 лет, отданных театру, коллектив художественного слова, студия эстрадного конферанса «Осторожно, дети!». Жонглирование, фехтование, сценическая речь и движение, пластика, пантомима, общение с режиссёрами драмтеатра и цирка, с известными актёрами — всё это сформировало её уникальный взгляд, с которым девушка познакомит нас поближе.
— Виталина, давай поговорим о начале твоего пути. Что подтолкнуло тебя в девять лет к театру? Была ли это мечта, семейная традиция или что-то ещё?
— На самом деле, когда я шла в театр в девять лет, я не думала, что это станет чем-то большим, чем просто детское хобби. В то время я профессионально занималась спортивными танцами, и режиссёр, увидев меня на сцене, подошёл после концерта и спросил, не хочу ли я попробовать себя в театре. Я подумала, что это хорошая возможность развить свои навыки, чтобы на сцене я выглядела как танцор ещё более ярко, потому что именно эмоций мне всегда недоставало. Поэтому я решила согласиться на это предложение. Так я и начала заниматься.
— Как менялись твои цели и ожидания от театра на протяжении этих лет?
— Изначально я думала, что похожу максимум год, подтяну свои навыки эмоциональности и раскрепощённости, чтобы в будущем это помогло мне быть более яркой на сцене в танцах. Однако в течение этого года я поняла, что театр — это то место, в котором я хочу развиваться дальше, потому что в нём, как оказалось, намного более разностороннее течение, и в принципе жизнь там проходит совершенно по-другому. Поэтому я ушла в театр с головой, забросив танцы. На протяжении десяти лет у меня была одна цель — быть честной со зрителем и развиваться в этом деле. Меня удивило, что в театре учили в первую очередь не какой-то артикуляции или сценически правильному движению. Это, конечно, тоже было, но в первую очередь нас учили искать себя, находить себя на сцене. Нас не просили что-то изображать, как это было на танцах, не просили натягивать улыбку. Нас учили заряжать людей через свою душу, проживать эмоции по-настоящему.
— Какие дисциплины, изученные в театре, тебе запомнились больше всего и почему?
— Наверное, «сценическое движение». Это всегда было чем-то более сложным и новым, в отличие от «сценической речи». Там меня хвалили, я всегда была впереди, всегда самая лучшая дикция, показательная артикуляция и так далее. А со сценическим движением всё иначе. Несмотря на то, что я очень много отдала спортивным танцам, у меня, в том числе из-за них, появились большие проблемы со здоровьем. И многие упражнения и движения давались сложнее, чем другим. Однако было интересно преодолевать трудности, особенно в сценическом падении, поскольку этот элемент давался мне сложнее всего. Хотелось достичь успеха именно в нём, чтобы доказать, что даже с физическими ограничениями я способна это сделать несмотря на то, что поначалу не получалось. И в итоге на недавнем мастер-классе с московским режиссёром мне удалось успешно отработать все виды сценического падения и, можно сказать, сдать зачёт.
— Я знаю, что к вам часто приезжают актёры и проводят уроки. Какой мастер-класс или встреча оказали на тебя наибольшее влияние? Что именно ты вынесла из этого опыта?
— Наверное, я бы выделила встречу с Виталием Юсуповым, режиссёром и актёром музыкально-драматического театра имени Бровуна (город Донецк. – Прим. авт.). Да, было много встреч с крутыми, именитыми актёрами российского кинематографа, широко известными по всей стране и за её пределами. Но запомнился мне всё-таки больше всего именно наш земляк. Возможно, потому что в этом я видела больше родного. Или потому, что он не стеснялся быть с нами откровенным. Юсупов всегда импонировал своей открытостью, своей честностью со студентами. Он всегда был настоящим. Как по мне, это самое главное качество для актёра — быть настоящим. Он преподавал не с точки зрения стопроцентной теории, как это нужно по книгам, а так, как он чувствовал, и потому он был гением на сцене. И самое главное, что я вынесла из встреч с ним, — это то, что нужно находиться в роли как в себе, а не в чём-то напускном. Как говорил Юсупов: «Изображение — всё, изображение — из образа. То есть ты уже выходишь из образа. Хотя в обществе тебе скажут: «Нет, Юсупов несёт чушь!» Изображение». И суть этой цитаты в том, что нельзя допускать даже малейшей мысли о том, что ты что-то изображаешь. Ты либо живёшь на сцене, либо на неё не выходишь. Другого варианта не дано.
— Расскажи о самой сложной или интересной роли, которую ты сыграла в театре. Что было самым трудным в подготовке к ней, и что ты почувствовала после выступления?
— Самая сложная для меня роль была в спектакле «Девочка со спичками». Это был мой первый длительный спектакль. Соответственно, много слов, много движений, которые нужно запомнить. Во-вторых, он был очень трудным эмоционально. Так как я, повторюсь, на сцене всегда живу, а не играю, это всё нужно пропускать через себя. А судьба у этой девочки очень трагическая, и в конце она умирает. Соответственно, на сцене приходилось и плакать, и умирать. И всё это каждый раз проживается как наяву. После выступления ты выходишь полностью опустошённым. От тебя буквально ничего не остаётся, потому что ты не умер физически, но умер морально. Ты выплакал всё, что у тебя было, всё, что у тебя накопилось. Ты буквально почувствовал себя воссоединившимся с бесконечным и вечным.
— Как занятия театром повлияли на твою жизнь вне сцены? Может быть, они помогли тебе в учёбе, общении с людьми или в чем-то ещё?
— Я стала увереннее в себе и менее тревожной. Театр сыграл огромную роль в формировании моей личности, наделив меня стойким и крепким характером. Благодаря годам, проведённым на сцене, я легко адаптируюсь в новом обществе и часто беру на себя роль лидера. Кроме того, во время учёбы на факультете журналистики мои «театральные» навыки оказываются полезными: мне легче других осваивать что-то новое, а порой и вовсе не нужно учиться, так как я уже умею это делать.
— Что ты считаешь самым ценным, что дала тебе студия «Осторожно, дети!»?
— Самое ценное — семья. Любительский театр — это не просто люди, которые сошлись в одном хобби, это полноценная сплоченная семья. Даже сейчас, когда я уже, по факту, покинула студию, меня всегда ждут с распростёртыми руками, мы всегда друг другу поможем, продолжаем совместное сотрудничество, развиваясь и достигая высот хоть и по разные стороны, но всё равно вместе.
— Как ты планируешь использовать полученный опыт?
— На полную. Все знания я всегда держу в голове и не расслабляюсь, так как немаловажный урок, полученный на сцене, — не быть самоуверенным. Иначе твоя корона быстро упадёт от пинка более сильного конкурента, и произойдёт это именно тогда, когда ты расслабишься. Поэтому необходимо не терять самообладание, и использовать все навыки, как маленький дополнительный плюсик, а не преимущество.
— Как ты видишь развитие любительского театрального движения в России и, в частности, в ДНР?
— Мне радостно, что Россия принимает активное участие в развитии и продвижении театрального искусства, это то, чего нам очень не хватало с 2014 по 2023 годы. Сейчас же очень много фестивалей, театральных каникул, мастер-классов от именитых артистов и многого прочего. С каждым годом их становится всё больше, а мероприятия сами по себе доступнее. Поэтому развитию театрального движения точно быть!
— Что для тебя значит театр?
— Театр — это храм. Храм, в котором тебя всегда примут, в каком бы ты состоянии ни пришёл. Причём будь ты актёром или зрителем — неважно, двери и душа этого храма открыты для каждого.
«Театр для актёра — храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь — всё принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон», — так говорил Михаил Щепкин, российский актёр, создатель школы сценического реализма. И так говорю сейчас я.
Алина ВИНДИЛОВИЧ
Фото из личного архива Виталины Балакиной