
Как составить продающее резюме: советы от «эксперта без галстука»
Почему меня не берут на работу? На что обращают внимание HR-специалисты в резюме? Как создать документ, который запомнится работодателю? Карьерный консультант Наталья Устимова поделилась ключевыми советами, привела примеры и рассказала о распространенных ошибках.
А спикер кто?
Наталья Устимова более 10 лет работала в управлении HR-проектами в Международном аэропорту Шереметьево, занимаясь внутренними коммуникациями, адаптацией сотрудников и развитием корпоративной культуры. В последние годы она практикует, как приглашённый менеджер и специалист.
— Я — эксперт без галстука. Это отличает меня от более консервативных коллег, но позволяет находить общий язык с начинающими специалистами. Мне близки форматы контента, понятные молодёжи, а также скорость, с которой они принимают решения и стремление к разнообразию. Я разделяю их понимание работы не как набора обязанностей из должностной инструкции, а как смыслового и развивающего опыта.
Фото из личного архива Натальи Устимовой
Мотивационные письма и абзац про уникальность — работают
— Какой формат резюме наиболее «продающий» в текущей рыночной ситуации: классическое резюме, резюме-одностраничник или портфолио-ориентированный подход?
— Наиболее эффективный формат — это тот, который ожидает увидеть работодатель. Например, если вы откликаетесь на HeadHunter, рекомендую заполнять все разделы, при этом контролируя объём резюме при печати — максимум три страницы. Больше не нужно. Фокусируйтесь на последних 3–5 годах опыта.
В последнее время всё чаще в вакансиях встречается требование показать реальные примеры работ. Здесь ответ один: портфолио. Если вы учитесь и начинаете практиковать в сферах диджитал, событийного менеджмента, маркетинга, дизайна, медиа и других областях, где работодателю важнее один раз увидеть, чем сто раз прочитать, собирайте портфолио и накапливайте кейсы.
— Какие ключевые навыки и достижения стоит вынести в верхнюю часть резюме, чтобы увеличить шансы на продолжение отбора?
— Когда вы создаёте резюме в свободном или графическом формате, рекомендуется добавить краткий абзац о себе как о профессионале. Этот раздел лаконично обозначит ваш опыт и сильные стороны. Обычно его размещают сразу после имени, перед описанием опыта.
Несколько примеров для разных профессий:
SMM-специалист:
«SMM-специалист с опытом ведения студенческих и личных проектов в социальных сетях. Суммарная численность подписчиков Х чел. Умею создавать визуальный и текстовый контент, планировать публикации и анализировать вовлеченность аудитории. Стремлюсь развивать навыки продвижения брендов в digital-проектах».
Дизайнер:
«Младший дизайнер с практическим опытом создания визуальных материалов для учебных проектов и личных инициатив. Одна из моих презентаций была представлена на конференции цифровых технологий. Владею графическими редакторами Х, Y, умею работать с цветом, шрифтами и композициями. Интересуюсь цифровым и печатным дизайном, нестандартными креативными решениями».
Организатор мероприятий:
«Организатор мероприятий с опытом подготовки студенческих и волонтёрских проектов для 500 чел. Умею планировать и координировать задачи, работать с командой и участниками, обеспечивать организацию событий с соблюдением сроков и бюджета. Заинтересован в развитии профессиональных навыков в event-индустрии и создании впечатляющих проектов».
И всегда пишите мотивационные письма — их, как правило, читают первыми. Это ваш шанс сформировать желание лучше познакомиться с вами и внимательно изучить резюме.
Адаптация резюме под каждую вакансию: главные ошибки и советы
По словам Натальи, главный критерий эффективного резюме — соответствие описанию вакансии и ожиданиям работодателя. Это показывает, что кандидат понимает требования позиции и умеет структурировать свой опыт так, чтобы подчеркнуть релевантные навыки и достижения.
— Какие три распространённые ошибки чаще всего делают соискатели в резюме и как их избежать?
- Не показывают результаты. Совет: научитесь замечать, фиксировать и преподносить свои достижения. Важно видеть свой личный вклад в общий командный результат. Результаты могут быть количественные (объём выполненной работы, показатели) и качественные (влияние на репутацию, узнаваемость бренда, эффект на процессы).
- Используют канцелярский текст из должностной инструкции. Решение: простыми словами, используя язык вашей индустрии, сформулируйте задачи (что делали) и результаты (что получилось, какой был эффект).
- Откликаться одним резюме на все вакансии в своей сфере. Такие отклики на первичном фильтре сразу не проходят дальше. Совет: корректируйте базовое резюме под каждую конкретную позицию, выделяя именно релевантный опыт и навыки.
— Топ-5 советов для составления резюме, которые помогут привлечь внимание рекрутеров с первого взгляда?
- Соответствие содержания резюме требованиям вакансии – это база. Покажите, что ваш опыт и навыки релевантны именно той позиции, на которую вы претендуете.
- Структура. Резюме должно легко восприниматься. Информация о вашем опыте, образовании, навыках, компетенциях и кейсах должна быть логично выстроена и разделена на блоки.
- Каждый рабочий опыт лучше раскрывать через конкретные задачи и достигнутые результаты — это делает достижения очевидными и убедительными.
- Достаточная краткость. Акцент на «достаточности» делаю намеренно: сейчас многие слишком сильно сжимают опыт, и резюме теряет содержательность. Нужно показывать достаточно деталей, чтобы продемонстрировать реальные достижения, но без перегрузки текста.
- Выбирайте формат резюме и платформу для отклика, исходя из того, кто его будет читать и где ожидают получить. Представьте портрет рекрутера и сделайте резюме максимально удобным и понятным для него: привычный формат, логичное оформление, ясная структура. Не нужно в консервативную структуру направлять резюме в формате сайта, перегруженного анимацией. В такие организации откликаться следует в формате текстового документа, к каким привыкли там.
- И отдельный, но важный совет: проверяйте грамотность. Это аксиома — ошибки мгновенно снижают впечатление о кандидате.
Ильвина ЗАРИПОВА
Фото Freepik