Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Планирую будущее

Когда выбирают будущее: студенты — о профессии, деньгах и родительских ожиданиях

Когда выбирают будущее: студенты — о профессии, деньгах и родительских ожиданиях

Опрос Онлайн-школы №1 совместно с порталом «Зарплаты.ру» показал: треть родителей уверены, что выбирать профессию ребёнку нужно ещё в младших классах. Ещё половина откладывает решение до старших классов, а 10% — до совершеннолетия. Взрослые выбирают за детей не только сферу, но и уровень дохода, в который ребёнок должен вписаться на старте. Однако готовы ли сами молодые люди к таким рамкам?

Мы собрали мнения студентов и выпускников вузов и колледжей, чтобы узнать: насколько совпадают родительские ожидания с реальностью выбора, и есть ли вообще возможность у молодого человека распоряжаться своим будущим самостоятельно.

 

Что говорят сами студенты

Мы провели небольшой опрос среди 50 студентов юга России, чтобы понять, насколько их взгляды совпадают с тем, что думают родители.

Оказалось, что только 8% респондентов задумывались о профессии в начальной школе, в то время как треть родителей считают именно это оптимальным моментом для выбора. Большинство же — 44% — определялись ближе к выпуску.

Интерес к делу стал приоритетом для 58% опрошенных, тогда как зарплату поставили на первое место лишь 30%. Треть студентов готовы полностью сменить специальность, а почти 60% — не исключают частичную переориентацию.

Родители влияют на выбор: 26% признались, что шли учиться по настоянию семьи. Ещё 54% чувствовали поддержку, но принимали решение самостоятельно.

Эти цифры рисуют сложную картину: выбор профессии часто связан с внешними ожиданиями и страхами, но молодёжь всё же стремится к самостоятельности.

 

Осознанный выбор или сценарий родителей?

Родители уверены: чем раньше ребёнок сделает выбор, тем стабильнее будет его карьерный путь. Но сами молодые люди говорят, что ранний выбор часто означает — чужой. Анжелика Удод, студентка юридического факультета РГУП, вспоминает, как в подростковом возрасте мечтала о дизайне, но вскоре мама убедила её идти на юриста.

 

photo_2025-07-08_12-05-12.jpg

— После колледжа я устроилась на госслужбу — и пожалела. Работа монотонная, одно и то же каждый день. Сейчас бы я кардинально сменила направление.

 

Пример Анжелики — не редкость. Родители часто видят серьёзную профессию как гарант безопасности. Однако это не всегда совпадает с личными интересами и ожиданиями самих студентов.

Надежда Пошибайло, окончившая Таганрогский медицинский колледж, вспоминает, что планировала продолжить семейную династию железнодорожников. Однако родители настояли на медицине.

— Я была категорически против, но мама с папой сказали: «Это нужная профессия». Мы много спорили.

 

Тем не менее спустя время Надежда признаёт, что профессию полюбила. Так бывает, но такой итог возможен не всегда.

 

Деньги или интерес: на что ставят молодые?

Согласно уже упомянутому исследованию, 71% родителей хотят, чтобы работа их детей была одновременно интересной и высокооплачиваемой. Но всего 13% готовы выбрать интерес вместо заработка. Между тем студенты часто воспринимают баланс иначе.

— Интерес важен, но если зарплата 15–20 тысяч, как на госслужбе, — выжить невозможно, — говорит Анжелика.

 

Схожую позицию занимает и Надежда:

— Мне нравится моя работа, но без зарплаты никак. Сейчас всё зависит от денег.

 

photo_2025-07-08_12-22-33.jpg

 

Любопытно мнение ещё одной собеседницы — Анастасии Черкасовой, выпускницы педагогического колледжа. Она работает учителем начальных классов. Профессию выбрала осознанно, в старшей школе, и менять бы не стала.

—Даже если бы предложили больше денег, я всё равно бы пошла в учителя. Это — моё.

 

Когда родители — не только мотиваторы, но и инвесторы

66% родителей в опросе готовы оплачивать курсы, 50% — обучение языкам, столько же — подготовку к экзаменам. Только 15% считают, что достаточно школьной программы. В этом вопросе мнение молодёжи скорее совпадает с позицией родителей: реальная подготовка к профессии требует ресурсов.

— Родители оплачивали моё обучение — иначе я бы не потянула. Образование стоит 90 тысяч в год, — говорит Анжелика.

 

Без этой помощи она не смогла бы учиться. Надежда соглашается:

— Если бы не мама с папой, я бы не справилась. Только их поддержка позволила дойти до конца.

 

Однако в этих историях есть и обратная сторона: когда родительская инвестиция превращается в обязательство. Студенты признаются, что не решались сменить направление, потому что не хотели подвести семью. В этом случае образование превращается не в личный выбор, а в коллективную стратегию.

 

photo_2025-07-08_12-05-16.jpg

 

Что мешает молодым выбирать осознанно — и что с этим делать

На первый взгляд, звучит просто: нужно дать детям больше свободы. Но в реальности — страшно. Ошибки стоят дорого. Учёба — не бесплатна. Разворот на 180° воспринимается как провал. И потому выбор откладывают, а потом привыкают к нему.

Мешает не только страх. Мешает система, в которой нет пробных маршрутов: нет реальной профориентации, пробных смен профессий, гибких траекторий.

Нам предлагают выбирать раз и навсегда. Но реальность уже другая: студенты всё чаще идут на второе образование, меняют сферу после диплома, совмещают несколько работ. Это не слабость. Это — поиск. И он должен быть не стигмой, а нормой.

Что с этим делать? Признать, что выбор профессии — не однократный акт, а процесс. Уйти от логики «профессия — это стабильность» к логике «профессия — это развитие». Учить подростков не выбирать, а исследовать. Не повторять чужие шаги, а пробовать свои.

 

Выбор — это не раз и навсегда

Современные студенты не боятся пробовать, ошибаться, передумать. Но пока говорить об этом вслух всё ещё не принято. Ожидается стабильность. Желательно — с первого курса.

Но если профессия не даёт ощущение жизни, даже высокая зарплата не спасёт.

 

photo_2025-07-08_12-22-40.jpg

 

Быть честным с собой — риск. Но это риск, на который молодёжь идёт всё охотнее. Потому что они знают: ошибиться — не страшно. Страшно — никогда не попробовать.

Дарья ЕПИФАНОВА