
Когда выбирают будущее: студенты — о профессии, деньгах и родительских ожиданиях
Опрос Онлайн-школы №1 совместно с порталом «Зарплаты.ру» показал: треть родителей уверены, что выбирать профессию ребёнку нужно ещё в младших классах. Ещё половина откладывает решение до старших классов, а 10% — до совершеннолетия. Взрослые выбирают за детей не только сферу, но и уровень дохода, в который ребёнок должен вписаться на старте. Однако готовы ли сами молодые люди к таким рамкам?
Мы собрали мнения студентов и выпускников вузов и колледжей, чтобы узнать: насколько совпадают родительские ожидания с реальностью выбора, и есть ли вообще возможность у молодого человека распоряжаться своим будущим самостоятельно.
Что говорят сами студенты
Мы провели небольшой опрос среди 50 студентов юга России, чтобы понять, насколько их взгляды совпадают с тем, что думают родители.
Оказалось, что только 8% респондентов задумывались о профессии в начальной школе, в то время как треть родителей считают именно это оптимальным моментом для выбора. Большинство же — 44% — определялись ближе к выпуску.
Интерес к делу стал приоритетом для 58% опрошенных, тогда как зарплату поставили на первое место лишь 30%. Треть студентов готовы полностью сменить специальность, а почти 60% — не исключают частичную переориентацию.
Родители влияют на выбор: 26% признались, что шли учиться по настоянию семьи. Ещё 54% чувствовали поддержку, но принимали решение самостоятельно.
Эти цифры рисуют сложную картину: выбор профессии часто связан с внешними ожиданиями и страхами, но молодёжь всё же стремится к самостоятельности.
Осознанный выбор или сценарий родителей?
Родители уверены: чем раньше ребёнок сделает выбор, тем стабильнее будет его карьерный путь. Но сами молодые люди говорят, что ранний выбор часто означает — чужой. Анжелика Удод, студентка юридического факультета РГУП, вспоминает, как в подростковом возрасте мечтала о дизайне, но вскоре мама убедила её идти на юриста.
— После колледжа я устроилась на госслужбу — и пожалела. Работа монотонная, одно и то же каждый день. Сейчас бы я кардинально сменила направление.
Пример Анжелики — не редкость. Родители часто видят серьёзную профессию как гарант безопасности. Однако это не всегда совпадает с личными интересами и ожиданиями самих студентов.
Надежда Пошибайло, окончившая Таганрогский медицинский колледж, вспоминает, что планировала продолжить семейную династию железнодорожников. Однако родители настояли на медицине.
— Я была категорически против, но мама с папой сказали: «Это нужная профессия». Мы много спорили.
Тем не менее спустя время Надежда признаёт, что профессию полюбила. Так бывает, но такой итог возможен не всегда.
Деньги или интерес: на что ставят молодые?
Согласно уже упомянутому исследованию, 71% родителей хотят, чтобы работа их детей была одновременно интересной и высокооплачиваемой. Но всего 13% готовы выбрать интерес вместо заработка. Между тем студенты часто воспринимают баланс иначе.
— Интерес важен, но если зарплата 15–20 тысяч, как на госслужбе, — выжить невозможно, — говорит Анжелика.
Схожую позицию занимает и Надежда:
— Мне нравится моя работа, но без зарплаты никак. Сейчас всё зависит от денег.
Любопытно мнение ещё одной собеседницы — Анастасии Черкасовой, выпускницы педагогического колледжа. Она работает учителем начальных классов. Профессию выбрала осознанно, в старшей школе, и менять бы не стала.
—Даже если бы предложили больше денег, я всё равно бы пошла в учителя. Это — моё.
Когда родители — не только мотиваторы, но и инвесторы
66% родителей в опросе готовы оплачивать курсы, 50% — обучение языкам, столько же — подготовку к экзаменам. Только 15% считают, что достаточно школьной программы. В этом вопросе мнение молодёжи скорее совпадает с позицией родителей: реальная подготовка к профессии требует ресурсов.
— Родители оплачивали моё обучение — иначе я бы не потянула. Образование стоит 90 тысяч в год, — говорит Анжелика.
Без этой помощи она не смогла бы учиться. Надежда соглашается:
— Если бы не мама с папой, я бы не справилась. Только их поддержка позволила дойти до конца.
Однако в этих историях есть и обратная сторона: когда родительская инвестиция превращается в обязательство. Студенты признаются, что не решались сменить направление, потому что не хотели подвести семью. В этом случае образование превращается не в личный выбор, а в коллективную стратегию.
Что мешает молодым выбирать осознанно — и что с этим делать
На первый взгляд, звучит просто: нужно дать детям больше свободы. Но в реальности — страшно. Ошибки стоят дорого. Учёба — не бесплатна. Разворот на 180° воспринимается как провал. И потому выбор откладывают, а потом привыкают к нему.
Мешает не только страх. Мешает система, в которой нет пробных маршрутов: нет реальной профориентации, пробных смен профессий, гибких траекторий.
Нам предлагают выбирать раз и навсегда. Но реальность уже другая: студенты всё чаще идут на второе образование, меняют сферу после диплома, совмещают несколько работ. Это не слабость. Это — поиск. И он должен быть не стигмой, а нормой.
Что с этим делать? Признать, что выбор профессии — не однократный акт, а процесс. Уйти от логики «профессия — это стабильность» к логике «профессия — это развитие». Учить подростков не выбирать, а исследовать. Не повторять чужие шаги, а пробовать свои.
Выбор — это не раз и навсегда
Современные студенты не боятся пробовать, ошибаться, передумать. Но пока говорить об этом вслух всё ещё не принято. Ожидается стабильность. Желательно — с первого курса.
Но если профессия не даёт ощущение жизни, даже высокая зарплата не спасёт.
Быть честным с собой — риск. Но это риск, на который молодёжь идёт всё охотнее. Потому что они знают: ошибиться — не страшно. Страшно — никогда не попробовать.
Дарья ЕПИФАНОВА