Планирую будущее

Восемь советов от тележурналиста «кремлевского пула» Виктора Синеока

Виктор Синеок, выпускник факультета филологии и журналистики РГУ (ныне ЮФУ) и сегодняшний корреспондент МИЦ «Известия» и «кремлевского пула», поделился на встрече со студентами ИФЖиМКК своими профессиональными секретами.

DSC01663.jpg

СТАРАЙТЕСЬ БЫТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫМ ЖУРНАЛИСТОМ

Работа журналиста заключается не только в том, чтобы писать материалы или вещать в камеру. Такие технические вещи, как съемка и монтаж, нужно обязательно изучать, потому что никогда не знаешь, в каких обстоятельствах окажешься. В пример Виктор Синеок привел ситуацию из своей практики. В 2022 году они с командой ездили в Китай, где проходили переговоры Владимира Путина и Си Цзиньпина. До этого страна была два года закрыта из-за ситуации с коронавирусом. И так получилось, что всю съемочную команду не допустили к работе – не понравились результаты анализов на ковид. У Виктора Синеока были с собой несколько разных камер, системы с микрофонами, передатчик и телефон. На все эти устройства он одновременно снял и собственный репортаж, и переговоры двух делегаций.

УДЕЛЯЙТЕ ВНИМАНИЕ ВНЕШНЕМУ ВИДУ

Если уж ты решил работать в кадре на телевидении, нужно большое внимание уделять своему внешнему виду. Если того требует обстановка, надеть деловой костюм (например, на важную политическую встречу). Очень важно всё время находиться в кадре, потому что рассказ от первого лица смотрится интереснее, зрители видят желание журналиста рассказать аудитории как можно больше значимых деталей. О заднем плане нужно заботиться не меньше. «Бывают такие вещи, которые ты, может, не заметишь на бегу, а зритель заметит и, допустим, будет наблюдать не за тем, как ты умно и правильно говоришь, а за какой-нибудь собакой на заднем плане», - объяснял Виктор.

ВСЕГДА БУДЬТЕ ГОТОВЫ К РАБОТЕ

Даже если у вас выходной или отпуск, вы должны быть готовы к тому, что придется что-то отснять или написать. Виктор привел в пример ситуацию из жизни. Прошлой весной по пути из Ростова-на-Дону в Москву Синеок встал в огромную пробку. Трассу завалило снегом. Вереница машин стояла целые сутки. Виктор признался, что в такой обстановке работать не очень хотелось, но он понимал, что эта пробка – главная новость дня, поэтому он пошел снимать репортаж. Журналист взял комментарий у дальнобойщиков, потому что у них есть рации, а значит, это, можно сказать, эксперты в данной ситуации; съемку он вел на простой телефон, так как камеры с собой не оказалось. 

УЧИТЕСЬ ПОДМЕЧАТЬ ДЕТАЛИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКЕ

Такое умение, как способность видеть важные или забавные детали в обстановке, которую ты снимаешь или описываешь, очень важно для хорошего журналиста. Не очень приятно, когда в сюжете есть много правильных вещей, а интересных деталей нет. В пример Виктор Синеок тоже привел пример из своей практики.

Президент Путин одно время учился играть на фортепиано. И вот после окончания мероприятия он обнаружил в холле рояль, сел и заиграл. Все журналисты начали снимать, у всех вышли примерно одинаковые сюжеты на эту тему. И только У Виктора в репортаже прозвучало, что рояль фальшивил. И не просто фальшивил – журналист даже назвал, какая нота была неправильно настроена.

«Мне стало интересно, что там за нота одна фальшивая звучит. Но я на фортепиано не учился играть, на гитаре только. Пришлось жене позвонить — она музыкант. Супруга послушала запись и подсказала, что это до второй октавы. Это к вопросу о деталях», - поделился Виктор.

РАСШИРЯЙТЕ КРУГОЗОР

Читайте больше книг, смотрите новости, разбирайте российскую историю. Потому что бывают случаи, когда неопытные ребята приходят в общественно-политическое СМИ и даже не знают устройства своей страны.

В качестве иллюстрации Виктор Синеок рассказал историю про молодого журналиста, которому поручили снять сюжет о Льве Лещенко, певце, которого знает вся страна. Но корреспондент ничего прежде не слышал о Льве Валерьяновиче, да и к встрече не подготовился. Поэтому первая просьба к мэтру звучала так: «Здравствуйте, вы могли бы для начала представиться для титров...» Такое недопустимо, подчеркнул Синеок.

DSC01727.jpg

ПРОДУМЫВАЙТЕ ИДЕЮ, КОТОРУЮ ХОТИТЕ РЕАЛИЗОВАТЬ

Если у вас возникла идея, которую вы хотите воплотить в реальность, составьте в голове план, как вы будете это делать. Определитесь с концепцией, обговорите ваш сценарий с режиссером или редактором, найдите людей, которые смогут вам помочь. Виктор сам инициирует стендапы (на профессиональном жаргоне это вид материала, в котором журналист делает комментарий в кадре) и технические моменты. Если у него возникают какие-то сложности, он обращается к режиссеру. Например, у него была идея снять ролик в Подмосковье в коммунальной квартире, но ему нужна была дым-машина. У режиссера ее не оказалось, зато была у оператора. Он согласился одолжить ее, но с условием, что Виктор договорится, чтобы в студии дали студийный свет. И они поехали снимать стендап за 200 километров в коммунальной квартире.

НЕ ПИТАЙТЕ ЛОЖНЫХ НАДЕЖД

Часто молодые ребята думают, что, когда они придут в редакцию, им всё объяснят: к кому обращаться, зачем и как делать материал и так далее. Но на самом деле, скорее всего, никто ничего не расскажет, потому что все заняты своей работой и им некогда тратить время на новичка. Поэтому приходится понимать и изучать всё самостоятельно, выстраивать отношения с коллективом и разбираться, к кому с какой просьбой обращаться. Кроме того, далеко не каждый студент факультета журналистики действительно станет журналистом. И не потому, что кто-то слишком глуп для этого, а потому, что это достаточно «специфическое» дело и не всем понравятся требования, которые к ним будет выдвигать редакция. Например, журналистов-новичков всегда оставляют на рабочую смену в Новый год или заставляют ездить на все пожары и свалки в городе.

БОЛЬШЕ ПРАКТИКУЙТЕСЬ

Вы только начинаете заниматься журналистикой, поэтому сразу не получится сделать хороший сюжет. Вы пока не понимаете, как делать качественный материл, но вы должны стараться, должны делать сюжеты, чтобы показывать друг другу. Приятель скажет: «Вот у тебя здесь сетка порвана» или «Вот тут видно, что объектив заляпан». Конечно, порой бывает неприятно слышать критику, но именно для этого и надо снимать. И чем больше вы практикуетесь, тем лучше. Идите стажироваться, снимайте друг друга, делайте ролики. Виктор, например, развлекался тем, что снимал, монтировал, а потом отправлял получившийся материал своей маме. Когда снимаете, вы можете заметить какой-то брак, который потом пытаетесь вытащить. Стараясь его обойти, вы узнаете новый прием, который потом, возможно, еще пригодится.

Светлана МИРОНОВА

Фото Юрия Шабалина