
«Неправильные»: как поколение Z меняет рынок труда в России
Впервые о так называемой теории поколений заговорили в 1991 году, когда вышла книга Уильяма Штрауса и Нила Хау «Поколения». Она представляла собой историю США с 1584 года на примере биографий не одного и не двух людей, а целых прослоек общества, разделённых по возрастному признаку. Впоследствии авторы развивали идею схожести масс, рождённых примерно в один временной промежуток, и их цикличности, что вызвало широкий отклик у аудитории, но разделило научное сообщество на два противоположных лагеря: одни убеждены, что теория поколений не имеет под собой достаточное количество эмпирических данных и приукрашена, другие, наоборот, восхищаются смелостью исследователей и их оригинальностью. Давайте разбираться, что подразумевает противоречивая гипотеза, кто к какому поколению относится и почему одно только слово «зумеры» вызывает смешанные чувства у нынешних работодателей.
Поколение перемен: кто такие зумеры и зачем они приходят на работу
Согласно теории Штрауса-Хау, каждое поколение (авторское определение: совокупность всех людей, рождённых в промежуток времени, составляющий примерно 20 лет, или одну фазу жизни: детство, молодость, средний возраст и старость) имеет свои особенности, сформированные социальной, политической, экономической обстановкой и другими факторами. Идентификация происходит по трём ключевым признакам: историческая эпоха, общие убеждения и модели поведения, опыт и чувство принадлежности к сверстникам. Притом те, кто появились на свет на стыке поколенческих эпох, могут иметь признаки сразу двух групп. Так, рождённые в 1964-1979 годах — это поколение X, в 1980—1994 — Y (миллениалы), в 1995—2010 — Z (зумеры), а с 2010 по настоящее время — A (альфа).
Ещё каких-то десять лет назад основной трудоспособной и активной частью населения были X и Y, известные своей самостоятельностью, прагматичностью, адаптивностью, технологической грамотностью и умением воспринимать большие потоки информации. Однако времена меняются, и вот уже на рынок труда выходят новые молодые и перспективные — зумеры, чьи отличительные черты: цифровая грамотность, стремление к свободе выбора, равенству, бережное отношение к природе, а ещё — трудности со сном, рассеянность внимания, склонность к выгораниям. Они стремятся к балансу и смыслу в работе. Работодатели же пробуют понять новых сотрудников, но всё чаще сталкиваются со сложностями в коммуникации и приходят к радикальным выводам: не нанимать их.
По данным Росстата, на 1 января 2024 года в России насчитывалось 25,3 млн зумеров (на тот момент к ним относились люди в возрасте 11–26 лет), что составляло 17,3% всех жителей России (146,15 млн). С каждым годом эта цифра будет увеличиваться — уже сейчас порядка 20-25% экономически активного населения — зумеры. И можно ли тогда сказать, что отказываться брать молодых сотрудников — верное решение?
Согласно исследованию 2023 года маркетинговой платформы «Билайн.ПРОдвижение» на базе собственных больших данных с использованием сервисов Сбера, в городах-миллионниках процент работающих зумеров составляет 32,24, в Москве — 38,08%, а самая большая часть в городах с населением меньше миллиона человек — 38,45%. Интересно, что по данным СберАналитики, 36 процентов от общего количества зумеров стремятся получать пассивный доход от инвестиций и имеют брокерские счета. Мужчины чаще работают в сфере программирования и IT, безопасности, добычи и переработки, транспорта и логистики. Женщины — в сферах образования, здравоохранения, финансов, рекламы и маркетинга. Чаще всего ищут удалённую работу с частичной занятостью.
— Самореализация играет ключевую роль в жизни человека. Важно осознавать, что ты узнаешь новое, становишься опытнее, находишь полезные контакты и тем самым развиваешься. После закрытия этой потребности начинаешь задумываться о пользе обществу, команде, компании. Каждый из нас хочет чувствовать свою ценность, — пояснила бывшая сотрудница Министерства науки и высшего образования РФ Анастасия Васюкова.
РБК со ссылкой на опрос цифрового медицинского центра «Доктор рядом» и hh.ru сообщает: «Представители поколения Z при выборе места работы обращают внимание на наличие добровольного медицинского страхования (ДМС). Этот фактор назвали важным 46% респондентов из этой возрастной категории… Зумеры назвали ещё пять критериев, которые они учитывают при выборе места работы: корпоративная культура (60%), расположение офиса (58%), гибкий график (51%), возможность удалённой работы (44%), отсутствие дресс-кода (31%)».
Анна Холодова, студентка ВИТИ НИЯУ МИФИ и инженер-стажер по закупочной деятельности филиала АО «АЭМ-технологии Атоммаш» в г. Волгодонск рассказала, по каким критериям выбирала работу:
— Возможность совмещения с учёбой была на первом месте. Также мне важен карьерный рост, зарплата, и чтобы это была офисная работа с нормированным графиком, рамками рабочего времени. Мои коллеги — люди старше меня, со своими семьями и детьми, но приняли меня очень хорошо, все абсолютно доброжелательные, готовые помочь, ответить на все вопросы, нет никакого предвзятого отношения.
В свою очередь, кандидат философских наук и доцент Института социологии и регионоведения ЮФУ Ирина Богданова объясняет:
— Мы, социологи, фиксируем некоторую, так сказать, особенность поколения Z. И эта особенность заключается в том, что, к сожалению, это действительно так называемая явно выраженная я-ориентация. То есть нацеленность на себя. И это проявляется во всём: от увлечения селфи до желания быть одобренным лайками. Самореализация не в профессиональных успехах, а именно в том, чтобы как бы наслаждаться самим собой.
Работа — не смысл жизни, а ресурс для жизни
Work-life balance — принцип, который заложен в зумерах практически на генетическом уровне. В отличие от предыдущих поколений, большинство нынешней молодёжи не отличается особым рвением проявить себя самым старательным в коллективе, не задерживается допоздна, не берёт задачи на дом и на выходные, не отвечает во внерабочее время и не стремится любой ценой впечатлить руководителя. И что же делать с теми, кому, как кажется начальству, совсем неинтересна работа? Понять и принять.
Дело отнюдь не в том, что молодым совершенно всё равно на их трудовую деятельность. Просто для них жизнь — это семья, друзья, путешествия, всё то, что находится в категории наслаждения и отдыха, но никак ни стресса и перегрузок. Некоторые не готовы сталкиваться с тревогой даже в рабочие часы. Таким образом, трудоустройство — не цель существования, а просто средство, ключ к комфорту.
— Работа — это инструмент. Если она перестала закрывать какие-то потребности, ты меняешь работу либо удовлетворяешь их другими способами. Например, хобби, реализация проектов. Как будто зумеры больше ориентированы на софтовую часть работы, потому что у них это чуть больше развито, — прокомментировала студентка четвёртого курса ЮРИУ РАНХиГС Елизавета Буданова.
По информации Forbes Russia, зумерам требуется удалённый режим работы, чёткая граница между рабочим и личным временем и уважительное отношение руководства. Миллениалы же готовы перерабатывать при условии гибкого графика и высокой зарплаты. Представители поколения X больше ценят стабильность и возможность взять отпуск в нужный момент. Так, исследование онлайн-школы Skillfactory и Skillbox совместно с «Акселератором возможностей» и сервисом маркетинговых исследований Anketolog.ru говорит, что многие сотрудники 1995‒2010-х годов рождения скорее выберут должность менее перегруженную и экологичную, пусть и за меньшие деньги, а вот вопрос оплаты труда больше в приоритете у их родителей.
Несмотря на репутацию «идеалистов», зумеры достаточно прагматичны: они не отказываются от стабильной зарплаты, просто куда чаще людей старшего возраста чётко очерчивают границы, минимально задумываясь о том, что в приоритете у работодателя. Они не склонны годами и десятилетиями работать в одном и том же месте, в подобии «пожизненного» или долгого найма, сообщил РБК Пермь кандидат социологических наук, доцент ПНИПУ Константин Антипьев.
—Когда ты поработал в разных местах и настолько погрузился в рабочую рутину, что отрабатывал несколько лет подряд 24/7, начинаешь понимать, что это не стоит того. Здоровье важнее, и работа не должна занимать всё время, особенно если ты жертвуешь сном ради чужих интересов. Работа должна быть инструментом для комфортной жизни, а не наоборот. Я встречала людей, которые слишком много работают, не имеют личной жизни, но также знаю примеры девушек, которые стремятся к балансу во всех сферах жизни, — поделилась наблюдениями выпускница ЮРИУ РАНХиГС и бывшая сотрудница Министерства науки и высшего образования РФ Анастасия Васюкова.
По данным исследования Сиэттлского ресурса Intelligent.com, в 2024 году 60% из почти тысячи опрошенных компаний были вынуждены уволить нанятых менее года назад зумеров и искать им замену. Объясняли это их низкой мотивацией. Однако некоторые эксперты отмечают, что ребятам важно понимать, зачем они это делают, а не просто выполнять задачи без глобальной цели и смысла.
— Что касается работы, то многие из нас не хотят задерживаться на одном месте более трёх лет. Обычно через 1-1,5 года становится ясно: пора расти или искать новое место. Мы ставим перед собой цели и стремимся их достигать в определённые сроки. Например, я планирую организовать форум, завести нужные знакомства и повыситься по карьерной лестнице, — рассказала экс-сотрудник Социоцентра Минобрнауки России.
«Сопротивляться и не брать таких сотрудников в компанию — плохое решение. Если вовремя не адаптировать бизнес-процессы под молодое поколение, можно остаться без сотрудников. Чтобы избежать дефицита кадров, вы можете научиться работать с зумерами», — подчеркнула Юлия Гиленок, основатель и владелец тренинговой компании «Бизнес-тренинги ЮГ», бизнес-тренер, аккредитованный Минэкономразвития.
Навыки, которые важны
Набор так называемых soft skills (с англ. «мягкие навыки» — умения и качества, которые не связаны напрямую с профессиональными знаниями, но влияют на успешность в работе, личной жизни и взаимоотношениях) и hard skills (с англ. «жёсткие навыки» — профессиональные умения, которые можно измерить, оценить и продемонстрировать) варьируется от специалиста к специалисту. Однако существует ряд стереотипов, связанных с возрастом сотрудников. Например, часть людей уверена: через пару десятков лет мы перестанем звонить по рабочим задачам и перейдём полностью в текстовый формат.
Студент МГУ Астон Джондейл О'Салливан уверен: развитие навыков индивидуально, но молодые сотрудники зачастую больше опираются на soft skills и лучше выстраивают онлайн-коммуникацию, потому что привыкли к мессенджерам и социальным сетям, поэтому быстрее реагируют на сообщения и трудовые моменты, хотя это не значит, что они их лучше выполняют. Так или иначе, у нового поколения меньше профессионального опыта, а значит квалификации может не хватать для ряда задач.
Согласно исследованию онлайн-издания о бизнесе и технологиях ZDNet, до 50% зумеров и миллениалов рассматривают онлайн-опыт как достойную замену личному общению. Они больше общаются в социальных сетях и видеоиграх, чем в физическом мире. Молодые специалисты легко осваивают технологии, но всё чаще сталкиваются с трудностями в офлайн-коммуникации.
— Все, наверное, слышали про ситуации, когда человек встаёт, уходит на обед и не возвращается или уходит сегодня с работы, говорит: «До завтра», — а завтра увольняется, написав: «Спасибо, до свидания». Мы не перестали быть обществом потребителей, но почему-то перестаем быть обществом производителей. Кто будет на комбайне пахать? Кто в поле с утра до вечера? Кто будет самолётами управлять? Вот представьте себе ситуацию: лётчик прилетел в Москву, а дальше не полетит, хотя рейс Сургут—Москва—Санкт-Петербург. Он говорит: нет, я в Питер, пожалуй, не полечу, пойду домой лучше. Мы должны понимать, что поколение Z — это не блогеры, а полноценные сотрудники самых разных отраслей. Не всё можно делать на удаленке. Нельзя, например, дистанционно пахать и сеять поля или шить одежду. Поэтому такое поведение на рынке труда, я считаю, не особенность, а формирование необыкновенной лёгкости бытия, обусловленной, знаете, чем? Безответственностью. И эта безответственность во всём. Создали семью: первые трудности, жилья нет, денег нет, с работой не случилось — поругались, разбежались. Статистика разводов ужасает, — пояснила Ирина Богданова.
Продюсер эфира «Бизнес FM» и магистрант НИУ ВШЭ Кирилл Леонов рассказал о своём опыте:
— Часто старшие коллеги ссорятся с младшими, когда не понимают слов и думают, что это ругательства в их адрес. Так, «слэй» соединили с группой Slayer, которая выглядит довольно жутко, и восприняли как оскорбление внешнего вида. А после слова вайб начальница отправила мне свой контакт в «Вайбере»…
Он также отметил, что молодёжь быстрее адаптируется к изменениям, здраво оценивает свои силы и возможности. При этом имеет много технических навыков, высокую обучаемость, многозадачность и поголовно СДВГ.
Доцент Института социологии и регионоведения также делится наблюдениями:
— У меня сейчас девочка пишет на четвёртом курсе ВКР по профессиональному успеху. Она как раз сравнивает три поколения и их отношение к карьерному росту. Очень интересные получили данные: сегодня мы уравнялись в отношении к профессиональному успеху в условиях временной занятости. Для всех на первом месте стоит материальный достаток. И для поколения X, и для Y, и для Z. Мы перестали измерять профессиональный успех многолетним опытом, знаниями, навыками, а на первый план вышло одно — обеспеченность. И это некоторым образом удивляет, потому что мы-то ведь говорили, что движемся якобы от общества традиционного к индустриальному, где материальные ценности на первом месте, а в постиндустриальном информационном обществе должны быть ценности самореализации. Я спрашиваю своих студентов на четвёртом курсе: вы какую работу будете искать — для души, для сердца или ту, где хорошо платят? Смеются, улыбаются. Ну, конечно, последнее.
Вопрос воспитания
Говоря о различиях поколений, нельзя не затронуть стереотип «зумеры — легкомысленные, потому что часто меняют место работы». По данным опроса исследовательской компании Tiburon Research, представители разных поколений имеют гораздо больше общего в подходе к трудоустройству и работе, чем принято считать. Сильнее всего сотрудники стремятся найти работу в устойчивой и стабильной компании (94%). Почти так же важно (93%) иметь современное комфортное место работы, например красивый офис с качественным оборудованием. И в то же время, миллениалы реже меняли место работы за последние пять лет — 50% против 37% среди зумеров. И те, и другие не боятся перемен, если их что-то не устраивает. 60% аудитории готовы уволиться либо сразу, либо когда найдут подходящую вакансию. При этом молодые сильнее настроены на скорое увольнение ради профессионального роста, чем старшие.
— Мы с начальницей много раз беседовали на глубокие темы, где она говорила, что её родители так воспитывали, что нужно работать всё время. А мы сейчас в 18:01 выключаем экран компьютера и идём заниматься своими делами. Если задача прилетела в 17:30, конечно, начнём её делать, но не будем оставаться на подольше, потому что это кому-то нужно. Все мои коллеги забирают работу домой или остаются на работе допоздна, если не успели что-то выполнить, — рассказывает Елизавета Буданова.
Ведущий специалист Управления развития персонала банка «Центр-инвест» Анна Манукян поделилась мнением:
— У меня и моих друзей есть дети, а у зумеров, как правило, ещё нет — это колоссальная разница, потому что для старшего поколения уверенность в завтрашнем дне и стабильном доходе превыше всего. Молодым ребятам всё-таки есть на кого положиться, благодаря чему появляется чувство свободы и можно сколько угодно менять место работы. И, конечно, мы дети своих родителей — взращены в Советском Союзе, на нас всё ещё давит идея, что все обязательно должны работать и побольше.
Она убеждена, что чувство ответственности и серьёзности такого шага, как увольнение, привили нынешним взрослым ещё в детстве. Хотя в остальном сотрудники разных возрастных групп не слишком отличаются друг от друга: они также хотят стабильный и регулярно растущий доход, гибкий или свободный график, возможность выполнять задачи из дома, рабочий день покороче, четырёхдневную рабочую неделю и приятную атмосферу в коллективе.
— В науке, в социологии сложился такой сложный термин — нарциссическая субъектность. Поэтому, если мы говорим о том, откуда, то, ну вот, наверное, из вот этих ценностных особенностей, потому что они проявляют себя во всём и везде. У нас студенты могут встать и спокойно уйти с половины пары, могут не прийти вообще на занятия без объяснения причин. Они формируются в свои 17‒24 года, а их учёба — это отсроченное время выхода на рынок труда. У них закладываются и поддерживаются эти принципы нами же, старшим поколением. Мы так воспитываем. Генетически ничего не заложено. Это формируется в социальной жизни. И поэтому мы говорим о том, что поведение на рынке труда — реальное продолжение ценностных установок. Такая ориентация проявляется во всём: в семье, образовании и, конечно, работе, — отмечает доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии ИСиР ЮФУ, к.ф.н. Ирина Богданова.
Явление внезапной пропажи сотрудника называется гостинг (от англ. «ghost» — призрак). По данным сервиса для поиска работы hh.ru, каждый четвёртый работодатель сталкивается с этим. Согласно исследованию той же платформы совместно с аналитиками облачной CRM-системы для рекрутинга Talantix, в 2023 году 13% собеседований окончились гостингом со стороны соискателей — они пропадали после оффера или в первые рабочие дни.
Журнал it.speaker со ссылкой на HeadHunter пишет: среди линейного и рабочего персонала гостинг наиболее распространен у автослесарей (35,8%), токарей (27,3%) и водителей (20,1%), среди белых воротничков и узких специалистов — у тестировщиков (28,3%), фармацевтов (20,3%) и страховых агентов (19,8%). А вот среди соискателей, претендующих на руководящие позиции, гостинг чаще других позволяют коммерческие директора (22,7%), финансовые директора (21,8%) и руководители проектов (14,6%).
Во избежание подобных случаев директор по развитию CRM-системы Talantix Марина Хадина советует заблаговременно инвестировать в бренд и формировать доброжелательный, заботливый образ работодателя, ведь при прочих равных ценный сотрудник сделает выбор в пользу приятного коллектива.
Если рынок изменится, то что будет?
Вопреки желанию некоторых руководителей-бумеров или миллениалов, с каждым годом зумеры будут всё активнее заполнять рынок труда по естественным причинам. Им же и предстоит в будущем строить систему профессиональных взаимоотношений и корпоративной культуры. Это значит, что с большой долей вероятности в норму войдут такие понятия, как обязательная оплата переработок, полноценные выходные без резко возникающих задач и, возможно, та самая четырёхдневная рабочая неделя. Вместе с тем новый подход несёт и риски: снижение продуктивности компании, очного взаимодействия и развития межличностных связей, излишняя и не всегда уместная лояльность, ставящая под вопрос стратегические задачи, или посредственное отношение к процессам, требующим глубоких знаний и внимания.
— Работодатели ценят у молодёжи нестандартное мышление и способность быстро адаптироваться в новых реалиях. Мои знакомые способны выполнять много задач за короткое время без потери качества, хотя людям постарше это может даваться сложнее, им нужно больше времени на адаптацию с новыми для них инструментами. Однако у молодёжи есть трудности с вниманием к деталям и длительной концентрацией на одной задаче, что также стоит учитывать., — поделилась тренер неформального образования Анастасия Васюкова.
Некоторые компании уже выстраивают адаптационные треки под Gen Z: менторство, проектные задачи, частичную гибкость. Банковский сектор, IT и крупный ритейл чаще всего внедряют пилотные модели стажировок с обратной связью, digital-обучением и элементами геймификации. Однако до сих пор распространены два подхода: «переделать» молодого сотрудника под старую систему или создать условия, где он сам себя проявит. Второй путь пока менее популярен, но именно он, по мнению аналитиков НИУ ВШЭ, показывает лучшие результаты удержания.
Умение выделять и подсвечивать сильные стороны даже «нестандартных» сотрудников выгодно отличает адаптивных руководителей от консервативных. Так, Анна Манукян отмечает:
— Привычка не тратить слишком много времени на погружение в задачу, некое клиповое мышление и привычка делать всё быстро, на мой взгляд, это не так уж и плохо. То есть я не могу сказать, что зумеры что-то теряют: когда я спрашиваю у молодой сотрудницы, например, смотрела ли она какой-то фильм, то в ответ слышу, что нет, знает о чём там, потому что видела много рилсов. Получается, что она всё равно в теме. Пусть это и не углублённое понимание чего-то, но эрудированность точно.
Студент Московского государственного университета считает, что рынок ждёт переход в постиндустриальную эпоху, где большее значение будет иметь сфера услуг, нежели прикладные вещи вроде резьбы по дереву или печати. По мнению Астона Джондейла О'Салливана, основная работа автоматизируется, и сектор P2P (person to person — человек человеку. — Прим. авт.) станет важнее, что повысит ценность развития мягких навыков, хотя в конечном итоге, всё индивидуально.
— У меня руководство состоит из людей 1990-х годов, и они воспринимают меня как пример современного поколения, молодёжи. У них нет каких-то предубеждений относительно возраста, но, например, спрашивают, кто такие «альтушки», и я объясняю. Думаю, работодатели, как минимум, хотят от зумеров больше ответственности и такого же вклада, какой вносят они. Так, на моей работе было недопонимание: я посчитала, что имею полное моральное право не отвечать на сообщения руководителя в 22 часа в воскресенье. На утро мне сказали: почему не отвечаешь — это же некрасиво. Потому что это выходной день, вечер, я отдыхала, — поделилась своей историей студентка юридического факультета, работающая по профессии, Елизавета Буданова.
Молодых специалистов действительно критикуют более старшие коллеги: опрос Resume Genius 2024 показал, что 45% HR-менеджеров считают зумеров поколением, с которым тяжело сработаться. Того же мнения придерживаются и сами зумеры-рекрутеры, которые не хотят нанимать сверстников.
По словам Ирины Богдановой, сейчас повсеместно идёт депрофессионализация и уход студентов, закончивших какое-либо направление подготовки, в сферы, не связанные с профилем их образования:
— У нас давно, мягко говоря, не сложились отношения у института образования и рынка труда, к сожалению. Система распалась, когда закончилась плановая экономика. Раньше были распределения, люди отрабатывали и многие оставались на этих должностях. Хотя, конечно, большая часть нашего поколения в 1990-х ушли из вузов. А недавно мы встретились с однокурсницей и поняли, что нас двое осталось в преподавательском составе Южного федерального университета. Поэтому с нами тоже в своё время случилась вот эта депрофессионализация. Это я к тому, что институт образования и рынок труда не могут жить отдельно. И менять это нужно на стадии начала обучения в вузе.
Важно помнить, что не все требования коррелируют с реальной жизнью: работать без стресса три часа в день, быть успешным и загорать на пляжах получается у единиц, а основная масса проводит весь рабочий день в офисе или с ноутбуком в руках, непрерывно погружаясь в новые задачи.
Сотрудник продюсерской службы «Бизнес FM» рассказал об отношении к молодёжи внутри своей организации:
— В креативной сфере журналистики нет предрассудков к зумерам. Но все мечтают уйти на пенсию и дать Z-чуме захватить планету. Моё мнение: в будущем все будем работать на удалёнке с разными странами и в разных странах, получая относительно небольшие деньги, так как ничего, кроме поездок в отпуск и семьи, финансировать не придётся.
Таким образом, поколение «зэт» не просто новые работники, а вызов старой корпоративной культуре. Они другие. Не ждут, не «врастают» годами. Открыто говорят о границах, смысле и перегрузке, мечтают о свободе и лёгкости. К ним нельзя подойти с лекцией о корпоративной культуре 2000-х. Молодым нужно пространство для диалога, гибкость, «живой» руководитель и, конечно, изменение социальной обстановки в сторону более безопасной с психологической точки зрения, располагающей к принятию ответственности и взрослению. Те, кто поймут это первыми и найдут ключ к объяснению прописных истин и принятию современных форматов одновременно, получат не только лояльность, но и по-настоящему вырастят новое поколение лидеров.
Юлия ТИТОРЕНКО
Фото freepik.com