
Без прошлого нет будущего: фильм об истории Артека и не только
В этом году свой столетний юбилей отмечает главный островок детства, любимый и желанный лагерь детей прошлого и настоящего, уже век действующий на крымском побережье Чёрного моря, — Артек. В честь этого по всей стране прошли акции и мероприятия, символика Международного детского центра была нанесена на объекты городской инфраструктуры в столице, Крыму и даже отправилась вместе с ракетой в космос!
Отметить это событие не забыл и российский кинематограф. 12 июня в прокат вышел фильм «Артек: сквозь столетия», являющийся не прямым продолжением «Артек: большое путешествие». Его режиссёрами выступили Карен Захаров и Армен Ананикян, а главные роли сыграли Тимофей Попович и Роман Постовалов. Из предыдущей части фильм взял лишь концепцию волшебного дерева, переносящего героев в прошлое, и одного из основных героев — директора Курочкина, ставшего теперь эпизодическим. В остальном зрителю предстоит познакомиться с новыми персонажами: юным артековцем Митей и его вожатым Андреем Андреевичем Птичкиным.
Митя — будущий современный певец, рэпер. Вначале его нам покажут как мальчика со скверным характером, не уважающего традиции Артека и историю своей семьи. Он с раздражением по многу раз слушает рассказы родителей о своих славных предках. Дальний прадедушка Мити — адмирал-лейтенант Неверовский — совершил важный тактический ход в преддверии финального сражения с Наполеоном в Отечественной войне. Правда, до некоторых событий Митя будет считать этот ход трусостью, бегством с поля боя. Изменить его мнение, полюбить Артек и помириться с родителями мальчику помогут хорошая память и смекалка (всё-таки, абы кого в Артек не берут!), верные друзья и небольшое путешествие во времени. Но обо всём по порядку.
Главным другом и наставником в приключениях Мити станет его вожатый — Андрей Андреевич Птичкин. И на самом деле ему, как и его подопечному, есть над чем поработать. Андрей Птичкин не самый ответственный человек, хотя искренне радеет за успех и процветание лагеря. А ещё больше он надеется на продвижение себя до должности директора центра, как раз на смену уже известному зрителям Курочкину. Однако, этого не случается, и кресло главы занимает другой претендент — молодой и амбициозный Клюев. И, вообще говоря, по сюжету он мог бы стать антагонистом, но режиссёры решили сделать более неочевидный ход, о котором поговорим в конце.
Далее события развиваются стремительно. Митя, поссорившись с родителями, приходит к Волшебному дереву загадать желание. То же делает и вожатый Птичкин, не особо веря в его «волшебство». Однако, к удивлению обоих, герои переносятся в прошлое, 1925 год — год основания Артека. Здесь им предстоит познакомиться с основателями лагеря, в числе которых ещё один предок Мити — образец ответственного и преданного вожатого Тамара Неверовская. Неудивительно, что этот год впоследствии станет уроком именно для Птичкина. А пока что он оказывается лишь промежуточным звеном в путешествии героев. Едва заполучив ранее сломанную им семейную реликвию — часы самого адмирала Неверовского, Митя вместе с вожатым готовится отправиться обратно в свой век, но попадает в ещё более далёкое прошлое.
Здесь, в 1812 году у героев больше нет права на ошибку. Либо Митя доставит депешу своему прадеду и тот совершит тактическое отступление, либо в будущем уже не окажется ни Мити, ни Артека, ни, возможно, целой России в её прежнем виде. Главному герою предстоит в короткие сроки пройти большой психологический путь: познать ценность дружбы, любви, семьи и своей истории. Лекции родителей, которые раньше тот слушал со скукой, помогут ему совершить настоящий подвиг и осознать, насколько это на самом деле важный ход — тактическое отступление и сохранение жизней, за которые ты ответственен.
Так заканчивается история Мити. Выполнив свой «квест», он возвращается в 2025-й, мирится с родителями и участвует в праздновании столетия Артека, вполне качественно подготовленном новым директором Клюевым. Вожатый Птичкин же, на удивление, остаётся в 1925-м. А точнее, к финалу фильма уже в 1941-м. Его история остаётся нераскрытой, но, по-видимому, в том времени у него есть свой невыполненный долг. Кто знает, возможно, именно о нём пойдёт речь в следующей кинокартине.
Общее впечатление следующее: это хорошая история, несущая в себе правильные, но не слишком навязчивые посылы. Это приключения с упором на юмор, искать здесь драму зрителю бесполезно. Здорово, что съёмки фильма проходили в самом Артеке, никакое другое место не передало бы этот колорит. Весь фильм пронизан лагерными легендами и деталями — присутствие в сюжете Абсолюта, разучивание танца дружбы, вязание морских узлов и т.д. Музыкальное сопровождение не сильно порадовало, но, к счастью, фильм и не был заявлен мюзиклом. Актёрская игра, несмотря на противоречивые отзывы, неплохая. По крайней мере, у главных и взрослых персонажей. В целом, этот фильм можно посмотреть с детьми и отдать дань уважения легендарному лагерю-имениннику.
Алина ЛОПАТИНА