Южный федеральный университет
Южный федеральный университет

Отдыхаю

Фильм «Почтарь»: военная драма о невысказанной правде

Фильм «Почтарь»: военная драма о невысказанной правде

К 80-летию победы в Великой Отечественной войне 24 апреля в прокат вышел фильм «Почтарь» режиссера Андрея Разенкова.

Сюжет разворачивается в 1942 году, в небольшом городке, цветущем в майском солнечном свете. Казалось бы, идиллия… Но за внешним благополучием скрывается напряжённая реальность войны, а скромный «почтарь», исполняемый Александром Петровым, становится невольным хранителем этой тайны.

Его задача, которую он сам на себя возложил, —защищать жителей от плохих новостей, скрывая правду о потерях на фронте. Однако иллюзия мирной жизни не длится вечно, и военное ведомство начинает проявлять интерес к работе почтальона.

 

start.jpg

 

Сюжет закручивается со знаковой сцены, когда герой Петрова, которого все вокруг зовут просто «почтарь», мнётся у двери, не решаясь закинуть в ящик похоронное извещение. Именно в этот момент возвращается хозяйка квартиры, и почтальон спешно прячет похоронку, не набравшись смелости оставить девушку один на один с правдой. Тут и начинает раскрываться основная тема фильма. Вечером герой убирает злосчастное извещение под матрас и решает написать письмо от лица погибшего возлюблённого. Режиссер мастерски играет с контрастами: цветущий май и тень войны, скромно скрывающаяся за фасадом спокойствия. Это противостояние создаёт напряжённую атмосферу, заставляя зрителя ожидать неминуемого разрыва иллюзии.

Достоинств у фильма немало. Интересное построение кадров, яркая картинка и умелое использование цветовых решений находятся на высоком уровне. Загадочный голубой свет, окутывающий домик главного героя по ночам, точно передаёт его внутреннее состояние: тоску и безысходность от новостей, приносимых вместе с похоронками, и создаёт мистическую атмосферу его «творчества». Красноватый свет спички, которой почтарь освещает икону в храме, служит символом надежды, подчеркивая религиозный контекст переживаний почтальона. К слову, храм появляется неспроста, и это «ружьё» ещё выстрелит в конце фильма, когда герой наконец назовет своё имя — Гавриил. Актёрская игра Александра Петрова безупречна. Он убедительно передаёт образ, по всей видимости, человека с аутизмом. Хоть это и не заявлено напрямую, но другие сотрудники почты называют его «блаженным». И некоторые кадры глазами почтаря показывают весьма размыто, подчёркивая его нетипичное видение мира. Герои называют его «чудик, но сердешный». Именно через него раскрываются главные темы фильма — противостояние сладкой лжи и горькой правды и тема надежды.

 

photo_2025-04-30_09-56-52.jpg

 

Однако фильм не лишён недостатков. Обрубленный финал кажется несправедливостью по отношению к зрителю, оставляя множество вопросов без ответов. Символика, хотя и действенна, иногда слишком навязчива и говорит слишком в лоб, не давая возможности зрителю самостоятельно интерпретировать образы и события.

«Почтарь» — это заставляющий задуматься фильм, который использует атмосферу и визуальные средства для передачи сложной истории о войне и человеческих отношениях. Несмотря на некоторые недостатки, кинокартина оставляет сильное впечатление благодаря замечательной игре Александра Петрова и мастерской работе оператора. Рекомендуется к просмотру зрителям, ценящим атмосферное кино с глубоким подтекстом.

Екатерина НЕПОЧАТЫХ